Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема 
дня Рок в 
лицах Афиша Ссылки Фото

Александр Лерман

Cердце, сердце, как попало ты в беду?



Певец, композитор и лингвист Александр Лерман родился 24 мая 1952 года в Москве. В 1970 году окончил спецшколу при музыкальном училище им. Гнесиных по классу виолончели. С октября 1967 г. по декабрь 1967 г. участник камерной группы «Виолончелисты», состоявшей исключительно из виолончелистов-гнесинцев. Помимо Лермана (клавиши, вокал), в её состав входили Иван Монигетти (контрабас, вокал), Михаил Кекшоев (гитара, вокал), Борис Острин (гитара, вокал). Несмотря на высокий профессионализм, «Виолончелисты», заметно страдавшие от отсутствия электроусилителей и ударных, выступили всего два раза — в МАрхИ и в литературном институте.



С января 1968 г. по декабрь 1970 г. Александр Лерман - вокалист и органист группы «Ветры перемен», в которой также участвовали Михаил Кекшоев (ритм-гитара, вокал), Михаил Мастаков (бас, вокал), Владимир Ксенофонтов (гитара), Владимир Горбаченко. В этот период создает первые образцы аутентичного «русского рока» — песен не просто на русском языке, а базирующихся на русской музыкальной традиции. Ансамбль внес в бит живую фольклорную струю, что принципиально отличало группу от сонма подражателей западным образцам. В его музыке — ирландское, еврейское и другие влияния с преобладанем сильного русского акцента, что нашло выход в оригинальных композициях («Новгородский пир». «Для песни задушевной», «Такие вещи», «Долина-долинушка» и др.). Принимает участие в создании короткой русскоязычной рок-оперы «Муха-Цокотуха».

В 1970 году Александр Лерман поступает в Вильнюсский Государственный университет, где изучает английский язык и культуру. Лингвистика и музыка — увлечение Лермана на всю жизнь. Так же 1970 г. Лерман перешел в «Скоморохи» Александра Градского (январь 1971 г. — декабрь 1971 г.; состав: Градский — вокал, Лерман — клавиши, вокал. Буйнов — бас. вокал, Полонский — барабаны).



В 1972 Александр возвращается в Москву, чтобы начать профессиональную работу на сцене в составе группы «Весёлые ребята» Павла Слободкина. Так начался период работы на официальной советской поп-сцене, который принес Лерману огромную популярность. С осени 1972 г. до 1974 г. вокалист и басист этой группы. Было записано много шлягеров, в том числе адаптаций западных хитов для советской эстрады, на русском языке и по-иному аранжированных, при этом приобретших новый блеск и безумную славу. Во время работы в ансамбле принимал участие в записи первого диска-гиганта «Любовь — огромная страна», множества миньонов ВИА «Весёлые ребята». В тот период почти везде в звучании «Веселых ребят» как солист доминирует Лерман, все терции подстроены под его тембр, под его фирменный жесткий вокал. Исполнил такие хиты, как «Варшавский дождь», «Я к тебе не подойду», «На перекрёстке», «Чернобровая дивчина», «Когда молчим вдвоем».





В надежде на запись собственных песен в 1974 году переходит в ВИА «Добры Молодцы», куда его пригласил Сева Новгородцев (в ту пору еще носивший имя Всеволод Левенштейн). Но съездив с «Молодцами» всего в одну поездку и после выезда Севы Новгородцева в Англию, перешел ненадолго в «Аракс», тогда уже существовавший как ансамбль "Театра им. Ленинского Комсомола". В Ленкоме Лерман работает один сезон и участвует в постановке рок-оперы «Тиль» (авторы Геннадий ГладковГригорий Горин). Этот период жизни музыканта, вроде бы по времени недолгий, был чрезвычайно насыщен творческой работой, и достоин отдельного описания - непосредственное общение с такими крупнейшими мастерами, корифеями мирового театра, стоит многого. Благодаря связи с театром в 1974 году Лерман принял участие в съемках и записи песни «Мемуары» (стихи Валерия Сауткина, музыка Юрия Шахназарова) к фильму «Афоня» (Фрагмент выступления группы с вокалом Лермана можно увидеть в эпизоде на танцплощадке).



Сразу после распада первого состава ансамбля в начале 1975, музыкант получает приглашение от Давида Тухманова записать композицию «Сердце, мое сердце» для альбома «По волне моей памяти». Также участвует в записи песен к фильму «Центровой из поднебесья» (муз. А.Зацепина), «Отважный Ширак» (муз. А.Зацепина).

Отыграв в театре один сезон, в марте 1975 года вновь вернулся в ВИА «Веселые Ребята». Но там, как и везде, не имеет возможности петь и записывать собственные песни — желание выразить себя полностью так и остается нереализованным. Безысходность советской действительности сформировали у Лермана желание покинуть СССР. Лерман выбыл из состава «Веселых Ребят» и с осени 1975 года стал выступать соло под акустику. Последний его концерт перед отъездом состоялся в начале декабря 1975 года в МАрхИ совместно с ансамблем «Машина Времени» Андрея Макаревича.

В 1975 г. Лерман заканчивает филологический факультет Вильнюсского Университета В канун нового 1976 г. Александр Лерман навсегда уезжает зарубеж. Через Австрию и Италию, где жил и пел в православной церкви, перебрался в Сан-Франциско (США). Там с Юрием Валовым (из группы «Скифы») Лерман организовал группу «Sasha & Yuri», успешно выступившую в 1976 году по Западному побережью США. Американское радио предоставляет эфир русским музыкантам. В печати Лерман рассказывал о молниеносном рождении и медленном удавлении рока в СССР, американские газеты и журналы — «The New York Times», «L.A.Times», «The Rolling Stone» — печатали его рассказы, было много передач по телевидению. В советской печати появились опровержения, а в Америку на гастроли приехали ВИА «Песняры». Благодаря такому международному вниманию в 1976 г. в Москве был проведён первый официальный рок-фестиваль, но любое упоминание о Лермане исчезает даже с пластинок.



В 1977 заканчивается музыкальная карьера в США, стихает шумиха вокруг советских музыкантов, выбравших для себя западную свободу. Лерман успешно поступает в аспирантуру Йельского университета (Yale University) (г. Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США) на факультете языковедения, чтобы закончить свое филологическое образование. В 1985 защитил докторскую диссертацию. С 1989 года работал в Университете Делавэра в качестве преподавателя русского языка, литературы и культуры. Помог создать кафедру русского языка и литературы в Делаварском университете (University of Delaware), где много лет являлся профессором русского языка и культуры, филологом, этимологом, специалистом по индоевропейским языкам, а также экспертом по происхождению слов и взаимопроникновению культур и языков. Опубликовано три его учебника, множество статей, переводы, роман и книга стихов.



Свободно владел многими языками (около 80), начиная с санскрита, на котором мог писать. Тем не менее, музыку не переставал сочинять никогда. Он много пел в семейном кругу, в том числе в дуэте с матерью. Обожал музыкальный фольклор. Хотя пик славы был пройден давным-давно, поклонники и старые друзья не забывали Лермана, продолжали ждать, что он вернется, и будет снова выступать на сцене. B 1993 году Александр Чиненков, с которым Лерман познакомился и подружился ещё в «Веселых Ребятах», предложил записать альбом с его песнями времен «Скоморохов» и «Аракса» («Надежда, Любовь и Вера», «Все по кайфу», «От уютных судеб», «Скоморох», «Летучий голландец» и др.). Вошли в эту коллекцию и песни, написанные Лерманом в Новом Свете («Нежный монтёр», «Whatever You Do», «Live Like Trees Grows»). В 1998 году вышел альбом Александра Лермана «Перемена ветра», записанный совместно с группой «СВ» Умер Александр Лерман во сне, это случилось 10 октября 2011 года в Ньюарке, штат Делавер, США.







Игорь П. Михайлин.

27.05.2012





Рок-новости
Kreator-2012
Chris Copping
Exile on Main Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый Башлачёв?
50 лет Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29 ноября 2000г.







Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz