Rambler's 

Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема дня Рок в лицах Афиша Ссылки Фото

Jet Harris

Знаменитый британский бас-гитарист Теренс "Джет" Харрис(Jet Harris), единственный сын Билла (Bill Harris) и Винифред Харрис (Winifred Harris), родился 6 июля 1939 года в Кингсбери, Северный Лондон. В средней школе увлекся бегом на короткие дистанции, достиг неплохих результатов, за что и получил прозвище "Джет", что по-английски означает "реактивный самолет". Другим его увлечением сделалась музыка. Терри стал учиться играть на кларнете. В ту пору кларнет был одним из наиболее популярных инструментов в джазе, так что неудивительно, что подросток Терри тоже пал жертвой всеобщего увлечения. Его пригласили играть в местную джазовую команду. Можно себе представить чувства паренька, которого зовут играть в настоящую группу!

Однако кларнетист им был не нужен, а нужен был басист. Бас-гитары у Джета не было, и купить ее тогда было очень трудно. И тогда смекалистый, рукастый парнишка смастерил бас-гитару сам, раздобыв чертежи образца. Это был четырехструнный дабл-бас. Некоторое время спустя Терри Харриса пригласил в свою группу профессиональный барабанщик Тони Кромби (Tony Crombie) по прозвищу The Baron. Тони тогда был уже сам по себе знаменитость - играл с такими гигантами джаза как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Ронни Скотт (Ronnie Scott). Так что предложение вступить в его группу the Rockets было не просто выгодно, но и почетно.

Кромби не стал бы приглашать кого попало. Ему требовался превосходный басист, и юный Терри как раз соответствовал этому уровню. Тони, увидев на чем играет юный виртуоз, счел этот "инструмент" неприемлемым, и подарил Терри настоящую бас-гитару известной немецкой фирмы Framus. После самодельного инструмента получить в руки профессиональный - это надо понять. Настоящие струны. Качественный звукосниматель. Качественные колки. Гриф такой как надо, чтобы играть легко. Красивый полированный корпус. Регуляторы. Но и музыкант был под стать инструменту - талант. Поэтому Терри Харрис сделался как бы официальным представителем этих бас-гитар в Британии.

Поработав некоторое время у Тони Кромби, и получив богатый опыт джазового музициования на большой сцене, Джет Харрис стал получать интересные приглашения от других групп, в которые и вступал, включая модную в то время The Vipers Skiffle Group. Она в Британии пятидесятых годов находилась на пике популярности, на втором месте после легендарного Лонни Донегана. Подражали ей буквально все. Пол Маккартни просто фанател от этой группы - даже спустя сорок лет, в 1999 году, он записал свою версию хита "No Other Baby" этой команды (между прочим, раз уж зашла речь о Маккартни, не можем не упомянуть, что именно благодаря знаменитому "битлу" многие авторы тех старых хитов наконец стали получать ройялтиз - по тогдашним законам они не могли получать доходы с тиражей, а теперь, когда он выпускает свои версии, они на эти отчисления имеют право). Отличная, кстати сказать, песня. И Пол сделал свою версию поистине замечательно.

Paul McCartney - No Other Baby



Покочевав из команды в команду, Терри в 1959 году присоединился к группе the Drifters. Она аккомпанировала взлетевшей звезде британского рок-н-ролла Клиффу Ричарду (Cliff Richard). Название the Drifters было не то чтобы неважное, однако звучало недостаточно броско. Тогда Джет Харрис, а иначе его уже никто не называл, предложил поменять имя группы на The Shadows. Именно с этим именем она и сделалась легендой мирового рока.

В составе The Shadows басист Джет Харрис сам сделался рок-звездой первой величины, хотя в соседстве с таким фронтменом как Клифф Ричард, красавчиком и харизматичной фигурой, выделиться, стать кем-то заметным, а не безликим аккомпаниатором это надо было суметь. Кстати, Джет и сам пел, как бэк-вокалист, и как солист. Он и на соло-гитаре играл. Но главный козырь его был не вокал. Харрис своей виртуозной игрой проявил себя так ярко в качестве басиста, что породил волну подражателей, и даже возник целый фан-клуб. Этот фан-клуб существует и по сей день.



Здесь следует сказать кое-что о группе The Shadows. Это не что иное, как пионеры британского рока. Именно они изобрели и пропагандировали своей музыкой классический формат рок-группы - лидер-гитара, ритм-гитара, бас-гитара и ударные. Прекрасное владение инструментами, высокая степень сыгранности, мощная, энергичная подача, уникальный саунд, превосходное ощущение и драйва, и мелодии - вот слагаемые феноменального успеха The Shadows. Она стала третьей по популярности в Британии после Элвиса Пресли (Elvis Presley) и Клиффа Ричарда (Cliff Richard). Море подражателей по всему миру, включая СССР.

Джет Харрис как бас-гитарист не только обеспечивал гармоническую основу и ритм-секцию вместе с барабанщиком Тони Миэном (Tony Meehan) для группы The Shadows. Он придумывал и играл чрезвычайно яркие соло, каждая нота которых звучала столь сильно, что публика на концертах буквально сходила с ума. На старых видео единственный блондин с эффектной прической в самом центре сцены - это он, Джет Харрис. На сцене Джет смотрелся чрезвычайно круто. Судите сами - кожаная куртка с высоко поднятым воротником, волевой, резко очерченный подбородок, жесткий, даже суровый взгляд... При этом он еще завел манеру эффектно курить на сцене во время выступления. Вобщем, все девочки были от него без ума, а все молодые ребята страшно завидовали и подражали басисту. Недаром ему присуждали титул "Музыкант года", награждали всевозможными наградами, в числе коих и Орден Британской империи (МВЕ). Интересно в этой связи высказывание "битла" Джона Леннона (John Lennon). Он как-то сказал, что в Англии до The Shadows в роке вообще слушать было нечего.

Индивидуальный талант музыкантов - это много. Даже очень много. Без него вообще навряд ли что состоится. Но нужна еще и соответствующая музыка. До того как взлететь на самый верх группа существовала в виде аккомпанирующего состава Клиффа Ричарда. Все так бы и катилось, но вмешался его величество Случай. И он явился группе в образе певца и автора музыки по имени Джерри Лордан (Jerry Lordan).

Лордан, обладатель красивого и звучного голоса, похожего на голос Клиффа Ричарда, но лиричнее, тогда тоже довольно высоко поднялся - его песня I've Waited So Long в мае 1959 года заняла третье место в британских чартах. Он гастролировал по Англии с успешными концертами. И однажды посмотрел в кино фильм-вестерн "Apache" (снят в 1954 оду) с участием Берта Ланкастера (Burt Lancaster). Фильм произвел на Джерри огромное впечатление, и так родилась инструментальная композиция "Apache". Лордан отдал ее известному гитаристу Берту Уидону (Bert Weedon). Тот записал ее и выпустил, но Лордану запись почему-то не понравилась. Хотя Уидон - несомненно блестящий музыкант, чье влияние на себе испытали очень многие гитаристы - Брайан Мэй (Brian May) из The Queen, например. Oднажды во время совместных гастролей с The Shadows по Британии Лордан разговорился с Джетом Харрисом, и показал свою композицию, аккомпанируя себе на народном гавайском инструменте укулеле.

Jerry Lordan -Who Could Be Bluer?



Харрису вещь невероятно понравилась. Он быстро разучил ее, и показал остальным музыкантам. Все тут же загорелись идеей записать "Apache". Запись состоялась в июле 1960 года. Уже в агусте она "пулей" взлетела на первое место, остававшись на нем четыре недели. Тут же датский гитарист Йорген Ингманн сам записал ее, и попал с ней на второе место в Billboard Hot 100. А версия The Shadows по опросу читательской общественности стала Лучшей записью года в New Musical Express.

The Shadows - Aпач



Снежный ком славы и успеха покатился с горы, обрастая по пути новыми слоями. Лордан сочинил для группы еще целую серию хитов номер один. Среди них "Wonderful Land", "Atlantis", "Mary Anne". Группа сделалась с этими хитами уже не аккомпанирующим составом Клиффа Ричарда - музыкальными роботами без имени, но самодостаточной звездой рока.

THE SHADOWS Foot Tapper



В ту пору состоялось некое событие в судьбе Джета Харриса. Однажды в его гримерке произошел несчастный случай, в результате которого пострадал гриф любимого баса Framus. Для настоящего музыканта инструмент - продолжение его самого, его руки, его души. И когда с ним происходит беда, для музыканта это подлинная трагедия. Ведь это не спички - сломалась одна, можно вынуть другую. Звук, форма, вес, удобство, еще масса неявных мелочей - все имеет огромное значение. Именно на СВОЕМ инструменте музыкант может выразить себя максимально полно. Недаром ходят легенды о скрипке Гварнери дель Джезу, принадлежавшей великому Никколо Паганини. Случай с гитарой Джета получил огласку, ведь он был в ранге рок-звезды! Им не преминула воспользоваться фирма Fender. Ее представители подарили Джету бас-гитару модели Fender Precision Bass. Она тогда только-только вступала на британский рынок, и случай с Джетом Харрисом пришелся как нельзя кстати.

The Shadows - Man of Mysteruy (1960)



Джет попробовал, примерился, и начал играть. Звук Fender Precision Bass ему очень понравился. Плотный, глубокий, сильный, сочный саунд. Удобный гриф, удобная форма корпуса, удобный центр тяжести, удобное управление. Словом, ему эта гитара пришлась по руке. И с тех пор Харриса не представляют без этой гитары. Он всегда играл на Fender. И настолько сделал ее популярной, что фирма в знак признательности даже наградила его специальной премией за популяризацию бас-гитар в Британии. Именно она звучит в руках Джета Харриса в музыкальной фонограмме ряда фильмов о супершпионе Джеймсе Бонде ("На службе Ее Величества", "Человек ниоткуда" и др.)

Успех - вещь очень приятная, восхитительная. Но в нем прячется большое коварство. Не всякий выдерживает испытание успехом. Джет Харрис надломился. Не выдержал испытания. В 1959 году он женился на Кэрол Коста (Carol Costa), и эта женщина сыграла роковую роль в судьбе Джета Харриса. Он под ее влиянием стал прикладываться к бутылке, потом все чаще, и наконец сделался алкоголиком. Депрессия стала постоянным его спутником. Дошло до того, что у Джета появился бич артиста - специфический страх перед сценой. А вдобавок Кэрол завела роман с Клиффом Ричардом. Вобщем, жизнь дала трещину. И ни творческие успехи группы, ни признание у публики не могли поправить ситуацию. Начались трения, разногласия. И в 1962 году музыкант покидает The Shadows. Прихватив для компании барабанщика Тони Миэна.


The Shadows: Atlantis (1963)



Они создают новую группу. Старый друг Лордан пишет для нее хит номер один - "Diamonds". В начале 1963 года она возглавила британские чарты популярности, и продолжала оставаться на первом месте три недели. Между прочим, в известной степени Джет ответственен за успех в шоу-бизнесе гитариста Джимми Пейджа (Jimmy Page) - юный сейшн-профи записал в "Diamonds" партию ритм-гитары. Тандем Харрис-Миэн выпустил еще несколько хит-синглов, но успех продлился, увы, недолго. Алкоголизм стал причиной различных неприятных происшествий, с последующими судебными разбирательствами. Кончилось все тем, что Джет попал в автокатастрофу вместе со своей тогдашней подружкой Билли Дэвис. Которая тоже тяжело пострадала. А тут началась эра The Beatles - битломания забушевала по всему миру. И последствия аварии, и алкоголизм, и прочие неприятности - все сошлось воедино. Карьера резко застопорилась.

В 1966 году Джет решает вернуться на сцену. На короткое время он присоединился к группе гитариста-виртуоза Джеффа Бека (Jeff Beck Group). Однако камбэк не вышел. Он вообще ушел из музыки. Сменил массу видов деятельности - клал кирпичи на стройке, работал носильщиком в госпитале, водителем автобуса. Даже продавал ракушки на пляже в Джерси. И это после звездной славы в сиянии софитов... Дальше падать было некуда. Дно.



Алкоголизм довел талантливого музыканта буквально до ручки, без кавычек. В 1988 году Харрис официально объявил о своем банкротстве. Тридцать лет он пытался бороться с тяжким недугом, скрывал его как мог, но все-таки сдался. Он заявил, что стал рабом алкоголя, и нуждается в помощи. Но помощь - помощью, а если сам человек не хочет бороться, ему не в состоянии помочь никто. Он попытался взять себя в руки, ему стали предлагать содействие, звали сыграть в разных проектах, чтобы как-то отвлечь от зеленого змия. Джет Харрис периодически появлялся на сцене с аккомпанирующей группой the Diamonds, с трибьют-бэндом the Rapiers. Один за другим вышли двенадцать сольных альбомов. Харрис вышел на сцену в 1989 году вместе со старым товарищем Тони Миэном поддержать Клиффа Ричарда на юбилейных концертах. Также он сотрудничал и с другими бывшими музыкантами The Shadows - басистом Аланом Джонсом, покинувшем группу после серьезной автомобильной аварии, Бобби Грэхэмом, и другими музыкантами.

Копеечка к копеечке, зернышко к зернышку... Дорогу осилит идущий. Постепенно Джет Харрис стал выправляться. В 2006 году он выпустил первый свой сингл за сорок лет, "San Antonio". В 2007 году другой легендарный британский рокер, Марти Уайлд, пригласил Харриса в качестве особого гостя в юбилейный тур к пятидесятилетию творческой деятельности. Кульминацией тура стало выступление в лондонском зале Palladium вкупе с двумя знаменитыми дочками Уайлда, Ким и Роксанн, Moody Blues, а также оригинальными членами Wildcats - Big Jim Sullivan, Licorice Locking и Brian Bennett. А еще там играли Hank Marvin и Bruce Welch, да всех и не перечислишь. Концерт был заснят на пленку, и вышел на диске. Харрис там играет три вещи - "Diamonds", "Theme From Something Really Important" и "Scarlett O'Hara" с аккомпанементом в лице легендарных Wildcats. Причем великолепно. Как великий музыкант.

Marty Wilde - '50th Anniversary Concert feat. nearly 'All Of The Shadows On Stage 'Together'



Вобщем, жизнь вроде наладилась. Вернулась музыка. Джета в 2010 году наградили Орденом Британской империи (МВЕ). Однако его постиг новый тяжкий удар. Многолетний заядлый курильщик получил расплату и за это. Врачи диагностировали рак полости рта и гортани. Музыкант скончался 18 марта 2011 года у себя в Бембридже на острове Уайт. Похоронен в Винчестере на местном кладбище.



06.07.2011
Игорь П. Михайлин.

Brian Bennett
Exile on Main Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый Башлачёв?
50 лет Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29 ноября 2000г.

Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.

Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's 

Top100 Guestbook



Используются технологии uCoz