Rambler's Top100
Музыка ROCK
Начало Новости Тема 
дня Рок в 
лицах Афиша Ссылки Фото

Александр Градский
Голос умолк.



Сегодня в одной из московских больниц едва успев отпраздновать свое 72-летие, скончался в реанимации от последствий инсульта Александр Градский (Aлекса́ндр Бори́сович Фра́дкин), певец (тенор), музыкант-мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор групп Славяне, Скоморохи, Лос Панчос, Скифы, Tarakany, работавший на мировой арене с такими корифеями американской музыкальной сцены, как John Denver, Cyndee Peters. Один из основоположников русского рока. Заслуженный деятель искусств России (1997). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Народный артист России (1999). Автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен, а также многих произведений в других музыкальных жанрах.

Уже в юности Градский успел прославиться в московской тусовке советских хиппи своим озорным и необузданным характером, а также несомненным музыкальным талантом. Заводной, моторный, не стеснявшийся никого, и ничего, очень креативный. Постоянно устраивал разные озорные выходки. Его соавтор, поэтессса Маргарита Пушкина рассказывала, что однажды подарила Градскому генеральскую шинель своего отца, боевого летчика. Градский не побоялся ее надеть, и выйти на улицы Москвы, хотя его мог остановить и отправить в кутузку любой милиционер, или военный патруль, которые постоянно расхаживали по Москве. Градского это ничуть не смутило.

За словом в карман Градский никогда не лез, и мог отбрить площадным матом любого, невзирая на чины и должности. Вобщем, вел себя крайне свободно, раскованнно, и даже дерзко. Позволял себе делать то, на что никто другой не решился бы, из страха за карьеру и свободу. Но ему все-таки прощались разные вольности.

Все перевешивал огромный талант. Оперный тенор большого диапазона, весьма оригинального тембра, и потрясающей мощности. Недаром его пригласил к совместному сотрудничеству такой неуживчивый, норовистый и скандальный дирижер, как Евгений Светланов. В 1988 году Градский исполнил в опере "Золотой петушок" партию Звездочета по мотивам сказки А. С. Пушкина, и это его выступление оказалось очень памятным. Ибо мощь вокала вкупе с рок-н-ролльной экспрессией, которую Градский не мог, и не хотел сдерживать, буквально поражала публику наповал. Конечно, это не могло продлиться долго, ибо вносило переполох в оперные круги. Там просто не могли смириться с такой трактовкой, такой подачей, таким вопиющим нарушением застоявшихся традиций классической оперы. И сам Градский не стремился к большой оперной карьере, хотя имел на то все основания.

Отдельного разговора заслуживает такая этапная работа Александра Градского, как рок-опера "Стадион". Либретто сочинила Маргарита Пушкина. В постановке участвовали такие могучие персоны, как Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Елена Камбурова, Андрей Макаревич, Андрей Миронов, Михаил Боярский, Александр Лосев, Александр Маршал (Миньков), всех просто не перечислишь. Тема была архизлободневная - политический переворот в Чили, учиненный профашистски настроенными генералами во главе с Аугусто Пиночетом, при мощнейшей поддержке американских корпораций, кровно заинтересованных в свержении демократического режима президента Сальвадора Альенде, проводившего политику национализации чилийской промышленности, в первую очередь горнорудной. В горах Чили буквально золотое дно из цветных и редкоземельных металлов.

Центральная фигура действия - народный певец Виктор Хара. Обладатель невероятно сочного, красивого голоса, запоминавшегося навсегда с первой ноты, талантливый автор песен, Хара был совестью нации. Чрезвычайно харизматичный, способный зажечь народные массы, и поднять их на борьбу. Недаром его одним из первых арестовали, и поместили в концлагерь, устроенный на стадионе в Сантьяго. Там Хара попытался играть на гитаре, и петь. Ему сначала перебили руки, а потом зверски растерзали. Виктора Хара можно сравнить с Ходжой Насреддином по популярности в народе, и способности подвигнуть к действиям. С той только разницей, что Насреддин никогда не существовал в реальности, это плод народной фантазии, а Виктор Хара - вполне реальный народный певец, любимец народа.

Устранение Виктора Хара можно назвать ключевым событием чилийского переворота. Ибо его смерть фактически положила конец сопротивлению народа. Несмотря на все попытки чилийской компартии, поднять народ на борьбу с режимом Пиночета не удалось. Это мог бы сделать Виктор Хара, но его уже не было на свете. А без него народные массы остались инертными. Так что расчет путчистов полностью оправдался. Очень показательный пример роли личности в современной истории. Никакая политическая партия, даже очень боеспособная, не может поднять народ на борьбу, если нет такого народного героя, который сможет зажечь массы.

Еще один эпизод в творческой жизни Александра Градского - его работа на радио. Сравнительно недолгий период, но столь же масштабный, как все, что делал Градский. Вместе с популярной радиожурналисткой Татьяной Бодровой Александр Градский вел на волне "Радио Юность" свой музыкальный хит-парад молодых исполнителей, которых считал достойными представить широкой аудитории, а во второй половине 1980-х годов эта радиостанция пользовалась громадным интересом и владела аудиторией в масштабах всего Советского Союза. Еженедельно вся передовая молодежь, интересовавшаяся современной музыкой, по всей стране, до Камчатки и Чукотки, приникала к радиоприемникам, чтобы услышать радиопередачу Градского и Бодровой. Татьяна Бодрова, обладательница чарующего голоса, и способностью хорошего рассказчика, все же мало разбиралась в этой теме, она пришла на радио из среды танцоров балета Большого театра. А вот Градский, один из зачинателей рок-н-ролла в СССР, очень хорошо разбирался в том, кто чего стоит, и умело отбирал лучший музыкальный материал. Вместе они создали замечательный, высокохудожественный тандем, без преувеличения ставший ударным. Множество молодых, и тогда еще неизвестных советских музыкантов получили путевку на большую сцену с подачи Александра Градского. Итогом стала пластинка фирмы грамзаписи "Мелодия". Кстати, "Мелодия" наградила "золотым диском" и Градского, и Татьяну Бодрову.

Перестройка в СССР была воспринята Александром Градским во многом негативно. Он сочинил, и с большим успехом исполнял критически настроенные песни о перестройке. Их можно с уверенностью отнести к жанру так называемой бардовской песни. Они были яркими, находили большой отклик к аудитории. Однако даже эти песни, очень язвительные и насмешливые, не смогли поднять народ на борьбу. Как видно, Градскому явно чего-то не хватило, чтобы стать по-настоящему народным певцом, таким как Виктор Хара. Наверно, потому, что он не был плоть от плоти народа, он принадлежал к узкой прослойке советской интеллигенции, традиционно далекой от чаяний и устремлений больших народных масс. Они не почувствовали в нем своего вожака. Критика-критикой, но нужно было нечто большее, чтобы поднять народ на баррикады. Тут нужен был Спартак, не меньше. А Градский, увы, таковым не был.

Как видно, у Градского была своя стезя - музыкальное творчество. Он им и занимался. В самых разных жанрах, формах и стилях. Затеял и провел несколько рок-фестивалей, в том числе участвовал в организации таких двух крупных фестивалей, как "Рок-панорама" 1986 и 1987 гг. А это тоже было совсем непросто - добиться на неделю крытого стадиона в Лужниках для каких-то там грязных и вонючих рокеров, которых звать никак, и сами ничто. Но Градский сумел своим напором пробить все железобетонные препоны чиновничьей стены, и преодолеть все трудности (в скобках скажем, немалые). Сочинял рок-балеты и рок- оперы, музыку к кинофильмам и мультфильмам, выпускал альбомы, создал свой собственный музыкальный театр, а это было далеко непросто, даже с его громадным авторитетом. О Градском писали книги, снимали телепередачи, его регулярно приглашали сотрудничать во различных телешоу, и он шел на это. Много молодых вокалистов он продвинул на большую сцену, помог опериться, и заявить о себе во весь голос.

Мог бы и дальше заниматься тем же - сочинять, петь, записываться, выступать на радио и ТВ, делать театральные проекты. Но в сентябре его настиг коронавирус, а в ноябре скоропостижно скончался в реанимации одной из московских больниц, как сообщили, от последствий инсульта. "Как же мы будем жить без тебя, Саша?!" написала сегодня в соцсети на своей странице Маргарита Пушкина...

Постскриптум.

На стене дома, где жил Александр Градский, будет установлена памятная доска в его честь.

Игорь П. Михайлин.

28.11.2021

Антиперестроечный блюз - Александр Градский





 

 

UDO-2013
Rev-Raptor Tour
Ozzfest-2013
Ozzfest вернулся!
God Bless Ozzy Osbourne
Александр Башлачёв
50 лет Александру Башлачёву
Майку - 55
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz