Прощай, Фан
Российcкая рoк-музыка только что понесла очередную горькую утрату.
В воскресенье 17 ноября 2013 года, в результате острого приступа
панкреатита в Санкт-Петербурге на 61-м году жизни скончался
бас-гитарист, актер, продюсер и рок-менеджер Михаил Файнштейн-
Васильев, больше известный в мире русского рока, как
Фан. В разное время музыкант играл в составе самых
знаменитых российских рок-групп, среди которых, например,
"Кино", Зоопарк", "Трилистник", но более всего
известен своим участием в группе "Аквариум", в которой он
проработал (с перерывами) чуть ли не с самого основания десятки
лет. Фан (Михаил Борисович Файнштейн-Васильев)
родился 12 сентября 1953 года в Ленинграде, в семье ветерана
войны, капитана первого ранга ВМФ СССР, впоследствии одного из
начальников курсов повышения квалификации офицеров флота.
Детство будущего рок-музыканта и рок-менеджера прошло в престижном
доме поблизости от легендарного крейсера "Аврора", а затем
во дворах Московского района. За десять лет обучения Фан
сменил такое количество школ, что в своей среде о Михаиле
принято говорить: "Кто не был его одноклассником, тот был его
собутыльником".
При рождении кроме имени получил фамилию "Файнштейн",
которую в середине семидесятых вынужден был сменить на фамилию
первой жены, чтобы иметь возможность работать по специальности.
Прозвище "Фан" оставалось долгие годы лишь воспоминанием о
его первой фамилии, хотя и вызывало некоторые ассоциации с
английским словцом "Fanny". В начале девяностых, в свете
общего потепления в национальном вопросе, Михаил в быту все
чаще возвращается к своей настоящей фамилии, мало обращая внимание
на периодически возникающую путаницу (также приемлем вариант
двойного написания).
Как и большинство основных участников "Аквариума",
почувствовал вкус к математике и иным точным наукам, поэтому
последние два школьных года провел в специализированной физико-
математической школе. Родители пытались склонить его к морской
карьере, пойти по стопам отца, но упрямый Фан выбрал
Инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти, по
окончании которого стал системным программистом. Интересно, что из
всех многочисленных постоянных или временных участников группы
Файнштейн единственный сделал карьеру вне музыки - он
работал системным программистом вплоть до 1988 года, и стал чуть ли
не начальником вычислительного центра в Горном институте. Стоит
отметить, что со своей внемузыкальной профессией он расстался с
сожалением - только из-за катастрофической невозможности совмещать
Горный институт в Ленинграде и гастроли с
"Аквариумом" по всей стране.
В 1973 году, в январе, Фан познакомился с Борисом
Гребенщиковым. По некоторым сведениям, это произошло на
концерте группы "Фламинго". Но сам Михаил поддерживал
официальную версию, по которой встреча произошла в метро, где герои
опознали друг друга по конвертам пластинок "Moody blues" и
"John Mayall Bluesbreakers". Файнштейн был приглашен
на ставшее вакантным после ухода Эдмунда Шклярского место
бас-гитариста. Михаил на тот момент стал самым опытным
музыкантом в группе - он успел поиграть в группе "Фракция
психоделии", правда, на соло-гитаре.
Кстати, о наличии или отсутствии первичного музыкального
образования у Файнштейна, а также о его роде и инструменте
ходят противоречивые мнения. По версии Михаила, в детстве он
учился в музыкальной школе по классу фортепиано. По официальной
версии, основной особенностью его игры на бас-гитаре было умение
навсегда забывать свою партию сразу после выхода с репетиции и на
концерте ориентироваться на левую руку Гребенщикова. По той
же версии, Файнштейну была свойственна полная
неинформированность относительно названий песен и их
текстов.
Файнштейн принял участие в первом публичном выходе на сцену
"Аквариума" на некой свадьбе в ресторане "Трюм" и в
записи второго мини-альбома группы - "Верблюд-архитектор". В
отличие от Джорджа и Дюши, театром
Горошевского не увлекся, но принимал участие в спектаклях
как музыкант оркестра.
После института Фан отправился в армию рядовым. Oн проявил
там художественные способности и оформил "Ленинскую комнату" в
своей воинской части. Имея некоторую склонность к коммерческой
деятельности, со временем Фан взялся за вначале эфемерную, а
затем не слишком благодарную роль директора "Аквариума",
поскольку группе требовался такой человек, а на примете никого в
тот момент подходящего попросту не было.
Когда был создан Ленинградский рок-клуб, Михаил,
также как Гребенщиков, Дюша Романов, а впоследствии и
Джордж Гуницкий, вошел в его совет, продержался там дольше
первых двух аквариумистов и даже возглавил комиссию по приему в
клуб молодых групп.
После появления в группе высокотехничного виртуоза-басиста Александра Титова переместился на
перкуссию, а в конце восьмидесятых периодически поигрывал на
полуигрушечных клавишных Casio, подаренных другом чуть ли не всех
питерских рокеров, американской певицей Джоанной Стингрей.
Впрочем, на бас-гитаре Файнштейн в восьмидесятые годы играл в
"Зоопарке", что зафиксировано на альбомах группы. Как и
другое канонические "аквариумисты", записывался на первом альбоме
группы "Кино". Он еще раз вернулся к бас-гитаре в
"Аквариуме" осенью 1989 года, отыграв несколько концертов
после ухода Александра Титова и до появления Сергея
Березового.
Период рок-н-ролльной оттепели стал золотым периодом не только для всего "Аквариума", но и для самого Файнштейна.
Наступило время первого крупного частного концертного менеджмента,
связанного с организационными и финансовыми персональными рисками.
Михаил не только успешно организовывал концерты по всей стране на
огромных площадках, умудрялся получать за них деньги для группы, но
практически вырастил всех немногочисленных тогдашних рок-
менеджеров. Фан оставался директором "Аквариума" вплоть до
самороспуска группы в 1991 году.
В 1990 году, правильно спрогнозировав ситуацию, Фан выступил
инициатором создания Творческого Товарищества "Сестра" -
организации, призванной обеспечивать интересы и выгоды
"Аквариума" по всем направлениям. В силу специфичности
"Аквариума", финансово-юридической ситуации в стране, да и
скорого самороспуска группы, а также других причин глобальные планы
"Сестры" удалось воплотить лишь отчасти. Общедоступными
детищами фирмы стали первое издание на виниле альбома "Десять
стрел" (1992), плакат "Аквариума", но главное - первое
официальное издание текстов "Аквариума" - "Дело мастера
Бо". Эта книга была персональным делом Файнштейна,
поскольку именно он, имея доступ к множительной технике, еще в
восьмидесятые стал выпускать столь популярные среди фанов и других
посвященных компьютерные распечатки текстов группы под тем же
названием, скрываясь за издательским псевдонимом "Фан-
пресс". Многочисленные ходившие под разными издательскими
самиздатовскими марками иные списки были перепечатками трудов
Михаила. Также под крылом "Сестры" вышло два номера
"аквариумного" вестника "Арокс и Штёр" и посмертная газета о
Майке Науменко, которая называлась просто -
"Майк".
Файнштейн всегда был сибаритом, любителем комфорта, пожалуй,
единственным из всех участников группы, понимающим его в
общепринятом смысле. В разные годы он был обладателем лучшей
аудиотехники, первого видеомагнитофона и автомобиля в группе.
В 1987 году вновь взялся за бас-гитару в основанной Дюшей
группе "Трилистник". Одновременно Фан стал директором
образовавшегося ансамбля.
Фан был задействован в цикле телеспектаклей Ленинградского
телевидения по мотивам ирландских сказок, музыку к которым писал
Дюша, не только как музыкант, но и как актер. Его актерская
судьба продолжилась на съемках фильма Сергея Дебижева
"Два капитана-2". В первой полной версии картины Фан
был одним из основных действующих лиц, после сокращения ленты в
угоду телевидению и прокатчикам роль Файнштейна, как и
многих других, свелась к эфемерному минимуму. Само собой
разумеется, что было бы очень интересно увидеть полную режиссерскую
версию фильма, однако никто пока не озаботился идеей ее выпуска в
свет. Но это был не единственный фильм, в котором снялся музыкант. Были
также "Культурный слой" (2005), "Живая история" (Русский
рок) (2008), "Иванов" (1981), "Шопинг-тур"
(2013).
Фан принимал участие в концертах на 25-летие
"Аквариума" в "Лужниках" и "Юбилейном", играя
на перкуссии. После чего на сцене ни с одной группой замечен не
был.
В ноябре 1997 года открыл в Санкт-Петербурге вместе с
приятелями полузакрытый клуб "Гараж", призванный стать
местом отдыха гонщиков и культурной богемы. Через полгода клуб
прекратил свою работу по независящим от Михаила причинам.
Некоторое время работал PR-директором на CD-заводе знаменитого
рок-продюсера и музыкального "пирата" Андрея
Тропилло.
Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», так
отозвался на кончину экс-басиста и финансового директора рок-группы
«Аквариум» Михаила Файнштейна:
«Сегодня из мира ушел Миша Файнштейн. Он был основой
Аквариума в 70е и 80е годы, его любовь к музыке, жизненный
размах и чувство юмора определили многое из того, что происходило в
те годы. Спасибо ему за все время, которое мы провели вместе.
Упокой Господь его душу», - написал БГ на своей официальной
странице в сети.
Подготовил Игорь П. Михайлин.
18.11.2013
Рок-новости
ACCEPT:На Сталинград!
Chris Copping
Exile on Main
Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый
Башлачёв?
50 лет
Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в
бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29
ноября 2000г.
Все материалы, опубликованные на сайте, являются
эксклюзивными, созданы
специально
для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование
обращаться к
авторам.
|