Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема 
дня Рок в 
лицах Афиша Ссылки Фото

Прощай, Фан



Российcкая рoк-музыка только что понесла очередную горькую утрату. В воскресенье 17 ноября 2013 года, в результате острого приступа панкреатита в Санкт-Петербурге на 61-м году жизни скончался бас-гитарист, актер, продюсер и рок-менеджер Михаил Файнштейн- Васильев, больше известный в мире русского рока, как Фан. В разное время музыкант играл в составе самых знаменитых российских рок-групп, среди которых, например, "Кино", Зоопарк", "Трилистник", но более всего известен своим участием в группе "Аквариум", в которой он проработал (с перерывами) чуть ли не с самого основания десятки лет. Фан (Михаил Борисович Файнштейн-Васильев) родился 12 сентября 1953 года в Ленинграде, в семье ветерана войны, капитана первого ранга ВМФ СССР, впоследствии одного из начальников курсов повышения квалификации офицеров флота.

Детство будущего рок-музыканта и рок-менеджера прошло в престижном доме поблизости от легендарного крейсера "Аврора", а затем во дворах Московского района. За десять лет обучения Фан сменил такое количество школ, что в своей среде о Михаиле принято говорить: "Кто не был его одноклассником, тот был его собутыльником". При рождении кроме имени получил фамилию "Файнштейн", которую в середине семидесятых вынужден был сменить на фамилию первой жены, чтобы иметь возможность работать по специальности. Прозвище "Фан" оставалось долгие годы лишь воспоминанием о его первой фамилии, хотя и вызывало некоторые ассоциации с английским словцом "Fanny". В начале девяностых, в свете общего потепления в национальном вопросе, Михаил в быту все чаще возвращается к своей настоящей фамилии, мало обращая внимание на периодически возникающую путаницу (также приемлем вариант двойного написания).

Как и большинство основных участников "Аквариума", почувствовал вкус к математике и иным точным наукам, поэтому последние два школьных года провел в специализированной физико- математической школе. Родители пытались склонить его к морской карьере, пойти по стопам отца, но упрямый Фан выбрал Инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти, по окончании которого стал системным программистом. Интересно, что из всех многочисленных постоянных или временных участников группы Файнштейн единственный сделал карьеру вне музыки - он работал системным программистом вплоть до 1988 года, и стал чуть ли не начальником вычислительного центра в Горном институте. Стоит отметить, что со своей внемузыкальной профессией он расстался с сожалением - только из-за катастрофической невозможности совмещать Горный институт в Ленинграде и гастроли с "Аквариумом" по всей стране.

В 1973 году, в январе, Фан познакомился с Борисом Гребенщиковым. По некоторым сведениям, это произошло на концерте группы "Фламинго". Но сам Михаил поддерживал официальную версию, по которой встреча произошла в метро, где герои опознали друг друга по конвертам пластинок "Moody blues" и "John Mayall Bluesbreakers". Файнштейн был приглашен на ставшее вакантным после ухода Эдмунда Шклярского место бас-гитариста. Михаил на тот момент стал самым опытным музыкантом в группе - он успел поиграть в группе "Фракция психоделии", правда, на соло-гитаре.

Кстати, о наличии или отсутствии первичного музыкального образования у Файнштейна, а также о его роде и инструменте ходят противоречивые мнения. По версии Михаила, в детстве он учился в музыкальной школе по классу фортепиано. По официальной версии, основной особенностью его игры на бас-гитаре было умение навсегда забывать свою партию сразу после выхода с репетиции и на концерте ориентироваться на левую руку Гребенщикова. По той же версии, Файнштейну была свойственна полная неинформированность относительно названий песен и их текстов.

Файнштейн принял участие в первом публичном выходе на сцену "Аквариума" на некой свадьбе в ресторане "Трюм" и в записи второго мини-альбома группы - "Верблюд-архитектор". В отличие от Джорджа и Дюши, театром Горошевского не увлекся, но принимал участие в спектаклях как музыкант оркестра.

После института Фан отправился в армию рядовым. Oн проявил там художественные способности и оформил "Ленинскую комнату" в своей воинской части. Имея некоторую склонность к коммерческой деятельности, со временем Фан взялся за вначале эфемерную, а затем не слишком благодарную роль директора "Аквариума", поскольку группе требовался такой человек, а на примете никого в тот момент подходящего попросту не было.

Когда был создан Ленинградский рок-клуб, Михаил, также как Гребенщиков, Дюша Романов, а впоследствии и Джордж Гуницкий, вошел в его совет, продержался там дольше первых двух аквариумистов и даже возглавил комиссию по приему в клуб молодых групп. После появления в группе высокотехничного виртуоза-басиста Александра Титова переместился на перкуссию, а в конце восьмидесятых периодически поигрывал на полуигрушечных клавишных Casio, подаренных другом чуть ли не всех питерских рокеров, американской певицей Джоанной Стингрей. Впрочем, на бас-гитаре Файнштейн в восьмидесятые годы играл в "Зоопарке", что зафиксировано на альбомах группы. Как и другое канонические "аквариумисты", записывался на первом альбоме группы "Кино". Он еще раз вернулся к бас-гитаре в "Аквариуме" осенью 1989 года, отыграв несколько концертов после ухода Александра Титова и до появления Сергея Березового.

Период рок-н-ролльной оттепели стал золотым периодом не только для всего "Аквариума", но и для самого Файнштейна. Наступило время первого крупного частного концертного менеджмента, связанного с организационными и финансовыми персональными рисками. Михаил не только успешно организовывал концерты по всей стране на огромных площадках, умудрялся получать за них деньги для группы, но практически вырастил всех немногочисленных тогдашних рок- менеджеров. Фан оставался директором "Аквариума" вплоть до самороспуска группы в 1991 году.

В 1990 году, правильно спрогнозировав ситуацию, Фан выступил инициатором создания Творческого Товарищества "Сестра" - организации, призванной обеспечивать интересы и выгоды "Аквариума" по всем направлениям. В силу специфичности "Аквариума", финансово-юридической ситуации в стране, да и скорого самороспуска группы, а также других причин глобальные планы "Сестры" удалось воплотить лишь отчасти. Общедоступными детищами фирмы стали первое издание на виниле альбома "Десять стрел" (1992), плакат "Аквариума", но главное - первое официальное издание текстов "Аквариума" - "Дело мастера Бо". Эта книга была персональным делом Файнштейна, поскольку именно он, имея доступ к множительной технике, еще в восьмидесятые стал выпускать столь популярные среди фанов и других посвященных компьютерные распечатки текстов группы под тем же названием, скрываясь за издательским псевдонимом "Фан- пресс". Многочисленные ходившие под разными издательскими самиздатовскими марками иные списки были перепечатками трудов Михаила. Также под крылом "Сестры" вышло два номера "аквариумного" вестника "Арокс и Штёр" и посмертная газета о Майке Науменко, которая называлась просто - "Майк".

Файнштейн всегда был сибаритом, любителем комфорта, пожалуй, единственным из всех участников группы, понимающим его в общепринятом смысле. В разные годы он был обладателем лучшей аудиотехники, первого видеомагнитофона и автомобиля в группе. В 1987 году вновь взялся за бас-гитару в основанной Дюшей группе "Трилистник". Одновременно Фан стал директором образовавшегося ансамбля.

Фан был задействован в цикле телеспектаклей Ленинградского телевидения по мотивам ирландских сказок, музыку к которым писал Дюша, не только как музыкант, но и как актер. Его актерская судьба продолжилась на съемках фильма Сергея Дебижева "Два капитана-2". В первой полной версии картины Фан был одним из основных действующих лиц, после сокращения ленты в угоду телевидению и прокатчикам роль Файнштейна, как и многих других, свелась к эфемерному минимуму. Само собой разумеется, что было бы очень интересно увидеть полную режиссерскую версию фильма, однако никто пока не озаботился идеей ее выпуска в свет. Но это был не единственный фильм, в котором снялся музыкант. Были также "Культурный слой" (2005), "Живая история" (Русский рок) (2008), "Иванов" (1981), "Шопинг-тур" (2013).

Фан принимал участие в концертах на 25-летие "Аквариума" в "Лужниках" и "Юбилейном", играя на перкуссии. После чего на сцене ни с одной группой замечен не был. В ноябре 1997 года открыл в Санкт-Петербурге вместе с приятелями полузакрытый клуб "Гараж", призванный стать местом отдыха гонщиков и культурной богемы. Через полгода клуб прекратил свою работу по независящим от Михаила причинам. Некоторое время работал PR-директором на CD-заводе знаменитого рок-продюсера и музыкального "пирата" Андрея Тропилло.

Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», так отозвался на кончину экс-басиста и финансового директора рок-группы «Аквариум» Михаила Файнштейна: «Сегодня из мира ушел Миша Файнштейн. Он был основой Аквариума в 70е и 80е годы, его любовь к музыке, жизненный размах и чувство юмора определили многое из того, что происходило в те годы. Спасибо ему за все время, которое мы провели вместе. Упокой Господь его душу», - написал БГ на своей официальной странице в сети.





Подготовил Игорь П. Михайлин.

18.11.2013







Рок-новости
ACCEPT:На Сталинград!
Chris Copping
Exile on Main Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый Башлачёв?
50 лет Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29 ноября 2000г.







Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz