Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема дня Рок в лицах Афиша Ссылки Фото

Тварь я дрожащая, или право имею?

Цена творчества.

Эдуард Артемьев - титан современой оперной музыки, безо всяких кавычек. Создавать оперу - вообще дело непростое, масштаб обязывает соответствовать. Но браться при этом за какого-нибудь неизвестного автора одно, а прикасаться к самому известному в мире писателю, к Федору Михайловичу Достоевскому - совсем иное. Многие за всю свою жизнь не смогли осилить хотя бы одну книгу Достоевского, а тут надо не просто прочесть, необходимо выучить наизусть весь текст вплоть до запятой, да еще прочесть уйму всяческих литературоведческих изысканий. К тому же следует добавить то, что сюжет "Преступления и наказания" известен практически всем, даже никогда не читавшим Достоевского, и всяк трактует роман по-своему, кто ерничает, кто боится, а есть такие, что используют роман как некое пособие на тему:"как топором убить старушку и не попасться в руки правосудия". В такой ситуации автор должен быть еще и смелым человеком, не боящимся критики и пересудов толпы.

Несколько слов про смелость. Увы, не приходится сомневаться в том, что обязательно найдутся новоявленнные "Зоилы", которые не поленятся, и станут с пеной у рта огульно, бездоказательно критиковать, а точнее, критиканствовать по адресу оперы Артемьева. Как говорится, "уж сколько раз твердили миру...", но сколько стоит этот мир, столько усердствуют злонамеренные хулители. Иоганн Себастьян Бах был гоним и проклинаем, сто лет пребывал в забвении. Гайдн, ныне признаваемый англичанами своим классиком, встретил крайне враждебный прием в туманном Альбионе, и если бы не король, которому понравилась музыка Гайдна, то пришлось бы композитору искать применения своему гению где-нибудь за пределами Соединенного королевства. Гениальная опера Жоржа Бизе "Кармен" при жизни автора с треском провалилась. Чайковский находил признание в Германии и США, но только не у се6я на родине. Скрябин, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович - все подвергались не только огню несправедливой критики, но остракизму, и порой даже угрозе тюрьмы и расстрела. Да вообще, всякий творец-новатор всегда вынужден идти против неких устоявшихся канонов, за которые стеной встают конформисты, и только после смерти его наконец начинали ценить, причем зачастую через столетия. А теперь вернемся к опере "Преступление и наказание".

Эдуард Артемьев оказался на высоте положения. Он блестяще раскрыл тему, пользуясь всеми доступными современными средствами. Слово "полистилистика", которое применил сам Артемьев, целиком и полностью отражает реальное многообразие музыкальных красок, которое он использовал в музыкальной ткани произведения. Это и академическая оперная палитра, и рок-музыка, и цыганские мотивы, и русский фольклор, и городской романс, и авангард. Хочется непременно отметить, что все это богатство Артемьев не свалил в одну неразличимую кучу, а художественно обусловил, одно обязательно вытекает из другого, и не вызывает отторжения. Сюжет не превратился в банальный водевиль третьего разряда, наоборот, основной конфликт поднимается до вселенского масштаба.

Затруднительно объяснить человеку несведущему - каково это, два года за микшерским пультом записывать в студии оперу. А потом отложить сделанное на полку, и записать все заново абсолютно по-другому. Это неимоверный труд. От него пот градом заливает глаза, человек сутками не вылезает из-за пульта, одеревеневшими пальцами, полностью потерявшими чувствительность, вновь и вновь, фрагмент за фрагментом, нота за нотой, акцент за акцентом, нюанс за нюансом пишет, сводит, обрабатывает всевозможными фильтрами, а потом переделывает уже казалось бы вполне готовый кусок только потому, что где-то что-то засбоило, и фрагменты отказываются стыковаться. В какой-то момент от такого нечеловеческого напряжения можно сойти с ума. Да и техника, сколь ни была бы современна и совершенна, все равно отказывает. Прибавим к этому еще и творческую неудовлетворенность автора, и исполнителей. И это далеко, далеко не все, с чем приходится столкнуться композитору, решившемуся практически в одиночку воплотить свой замысел. Cудите сами, каких похвал достоин Эдуард Артемьев, одолевший всю эту гору трудностей. И если бы от автора этих строк зависело присуждение наград, то Артемьеву следовало бы дать Государственную премию за столь выдающееся достижение в области оперного искусства.

Ошибкой было бы думать, что один только Эдуард Артемьев проделал весь гигантский труд воплощения нотной партитуры в единое звучащее целое. Разумеется, в этом участвовали многие музыкальные коллективы, в том числе совершенно новые, ранее неизвестные музыканты, которых Эдуард Артемьев пригласил намеренно, чтобы за ними не тянулся шлейф известных шлягеров, мешая непредвзятому впечатлению. Итак, это

Исполнители:

Родион Раскольников – Владимир Ябчаник

Соня – Наталья Сидорцова

Господин – Александр Маракулин

Порфирий Петрович – Юрий Мазихин

Мармеладов – Петр Маркин

Жена Мармеладова – Ольга Веселова

Старуха-процентщица – з.а. России Галина Борисова

Мать Раскольникова – Светлана Белоклокова

Что касается музыкальных колективов, то в окончательном варианте записи оперы приняли участие ансамбли не просто известные, но даже знаменитые и уникальные:

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

Художественный руководитель и дирижер – Сергей Скрипка

Хор Академии хорового искусства

Художественный руководитель и дирижер – Виктор Попов

Ансамбль народного пения «Первый цвет»

Художественный руководитель – Анатолий Бардин

Цыганский ансамбль «Розы на снегу»

Художественный руководитель – Ляля Шишкова

Вокальная группа “A’cappella ExpreSSS”

Художественный руководитель – Андрей Туник

Ансамбль ударных инструментов

Художественный руководитель – Марк Пекарский

 

И наконец, авторы либретто, имена, между прочим, более чем известные, в особом представлении, конечно же, не нуждающиеся. Последние в списке, но отнюдь не по значению. Ведь именно с литературного либретто начинается всякая опера, и не будь либреттистов, то и опер вообще бы не было.

Оригинальная идея: Андрей Кончаловский

Либретто: Андрей Кончаловский

Марк Розовский

Юрий Ряшенцев

Стихи: Юрий Ряшенцев

 

Игорь Михайлин.

Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz