Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема 

дня Рок в 

лицах Афиша Ссылки Фото

Gerry Rafferty.
Платиновая баллада.

Певец, гитарист, и автор песен Джерри Рафферти (Gerald "Gerry" Rafferty) родился вскоре после окончания Второй мировой войны, 16 апреля 1947 года, в старинном шотландском городке Пэйсли, прославившимся еще в средние века своими ткацкими мануфактурами. Находится Пэйсли в провинции Ренфрушир на западном побережье Шотландии, неподалеку от крупного города Глазго. Его отец и дед не были ткачами, они зарабатывали себе на хлеб в горных шахтах, на добытом их руками угле поднималось индустриальное могущество Британской империи. Мать Джерри, Мэри Скеффингтон (Mary Skeffington), прекрасно пела, она научила его еще в детстве и шотландским, и ирландским народным песням, он впитал их мелодику с материнским молоком. Жизнь у семьи была нелегкая, работы у отца становилось все меньше, а заработки все ниже и ниже. Дело в том, что добыча угля в те времена уже была малорентабельной, а с годами эта проблема усугублялась, что привело в шестидесятые годы к сильным политическим волнениям в шахтерских городах Шотландии и Уэльса. Отец Джозеф (ум. в 1963 году), ирландец, сам пил горькую, и Джерри в детстве, от незнания куда себя деть, тоже стал прикладываться к стакану. Oднако у парня обнаружились серьезные музыкальные способности. Он сравнительно легко освоил гитару, замечательно пел, да еще и умел слагать симпатичные песни. Как раз в то самое время началась эра рок-н-ролла, появились Beatles и Bob Dylan, пластинками которых заслушивался юный тинэйджер.

Вскоре шахтерский сын и внук бросил учебу в школе St. Mirin's Academy (названа в честь легендарного монаха, жившего на рубеже 6-7 веков в ските неподалеку), и поступил на работу - отец умер, надо было зарабатывать самому. Сначала недоучившийся школьник работал в лавке у мясника, потом сделался клерком в городской администрации, затем пошел работать в обувной магазин. А чем еще мог зарабатывать не окончивший учебу юноша? Богатых и влиятельных родственников у него не было... По выходным Рафферти играл вместе со своим школьным приятелем Джо Игеном (Joe Egan) в местной группе под названием The Mavericks. Наконец он заработал некоторое количество денег, и двинулся в Лондон, покорять тогдашнюю музыкальную столицу мира. Там молодой честолюбивый музыкант вскоре присоединяется к группе The Fifth Column, в которой также играл Джо Иген. Группа сумелa выпустить сингл "Benjamin Day"/"There's Nobody Here" на фирме Columbia, но коммерческого успеха сингл не добился. В 1969 году Джерри Рафферти, Билли Коннолли (Billy Connolly) и Тэм Харви (Tam Harvey) образовали фолк-трио The Humblebums. Они стали выступать, принимали их замечательно. Харви вскоре покинул трио, и оно сократилось до дуэта, и в таком cocтaве музыканты подписали контракт с независимой фирмой Transatlantic Records. The Humblebums двигались вперед, И вроде бы впереди рисовались радужные перспективы, да тут выяснилось, что Билли - большой любить похохмить на концертах, он постоянно балагурил, вызывая смех у публики. А музыка стала отходить на второй план. В скобках скажем, что впоследствии Билли сделал большую карьер как актер-комик. Но что было делать Джерри? Рафферти почувствовал, что попал в тупик. Дуэт распался. Пришлось все начинать сначала.

B 1971 году Джерри Рафферти начал сольную карьеру. На той же фирме Transatlantic Records он записывает и выпускаeт свой первый сольный альбом - Can I Have My Money Back ("Верните мои деньги"). Критики приняли альбом хорошо, да вот беда, коммерчески альбoм провалился... Неудача. Как поступить, что делать дальше? Ведь с неудачником никто не хочет иметь дела, отворачиваются при встрече. Он для всех теперь как прокаженный. Плюнуть на все, вернуться в родной Пэйсли, и опять поступить в обувной магазин? Когда тебе 24 года, и ты познал первый успех у публики, отступать назад очень не хочется. И музыкант не сдался, выстоял. Помогла вера в свой талант, который, как он знал теперь точно, есть, и немалый. А беда ведь случается со всяким, важно только не падать духом перед трудностями. Джерри поразмыслил хорошенько, собрался с силами, и предложил старому товарищу Джо Игену собрать новый ансамбль. Они назвали его Stealers Wheel, что в буквальном переводе означает "воровское колесо", или, если угодно, "воровская карусель: сегодня удача, деньги, а завтра - смерть от пули, или на виселице". Короче, мотай на ус, и не будь дураком. Такая вот нехитрая жизненная философия из практики уголовного элемента.

По задумке музыкантов ансамбль Stealers Wheel создавался как британский ответ американским Crosby, Stills, Nash & Young. Уж очень эта супергруппа тогда "стрельнула", и хотелось повторить успех заокеанских фолк-рокеров. Удивительно, но то самое колесо судьбы на этот раз со скрипом, однако все же повернулось. Правда, раскручивали колесо судьбы не кто-нибудь, а весьма и весьма авторитетные люди - авторско-продюсерский дуэт Джером «Джерри» Леибер (Jerome «Jerry» Leiber), и Майк Столлер (Mike Stoller). И крутили пресловутое колесо они тоже не где попало, а на крупнейшем рекорд-лейбле A&M Records. Под руководством таких маститых продюсеров группа сумела записать большой хит, "Stuck in the Middle With You", и два десятилетия спустя незабытый, он стал музыкальным рефреном жуткой сцены пляски гангстера в заброшенном похоронном бюро в культовом кинофильме Reservoir Dogs («Бешеные псы») режиссера Квентина Тарантино (Quentin Tarantino). Его и теперь постоянно вспоминают как своеобразную кульминацию фильма. Возникает потрясающий чувства зрителя контрапункт между ироничной танцевальной мелодией и чудовищной, садистской жестокостью персонажа... Тарантино таким жестким способом дает нам понять - вот вы живете своей жизнью, развлекаетесь под легкую музыку, а за всем этим приятным фасадом творятся ужасные дела. Не забывайте об этом. Тот хит оказался отнюдь не единственным у группы Stealers Wheel. Вслед за ним последовали "Everyone Agreed That Everything Will Turn Out Fine", а затем - "Star". Они тоже пожали лавры успеха, хотя и меньшие. Ансамбль просуществовал до 1975 года, затем распался.



Stealers Wheel

Stuck In The Middle With You



Распавшийся ансамбль оставил после себя тяжелое наследие - не были выполнены обязательства перед менеджментом. Начались омерзительные судебные тяжбы, продлившиеся три года. С крупным рекорд-лейблом шутки плохи, там сидят такие зубры, что своими челюстями в миг разотрут в пыль любого. И они взялись за своих бывших подопечных всерьез, мытарили по полной программе. В результате всей этой мрачной истории товарищ Рафферти по группе Джо Иген (Joe Egan) получил тяжелейшую нравственную травму, и в конце концов оставил музыку, хотя он тоже человек очень талантливый. Bсе эти годы и сам Рафферти по закону не мог реализовать накопившийся музыкальный материал. День за днем он вынужден был мотаться из родительского дома в Шотландии в Лондон, там встречаться с адвокатами, посещать судебные заседания, а потом обратно домой. В Лондоне у Джерри имелся хороший приятель, проживавший в ту пору в маленькой квартирке на знаменитой Бейкер-стрит. Он и приютил бедолагу-музыканта, затасканного по судам. По вечерам они болтали о том, о сем, бренчали на гитарах.

Эти "чемоданно-судебные" годы, как ни удивительно, все же не пропали даром. Именно тогда Джерри Рафферти, изливая свой гнев и досаду, сочинил самые проникновенные, самые чудесные свои мелодии. Именно благодаря приятельской квартирке на Бейкер-стрит и родилась знаменитая песня "Baker Street", вошедшая во второй сольный альбом Рафферти, который получил название City to City ("По городам и весям"). Рафферти cтрастно возненавидел шоу-бизнес, но именно из этой ненависти и родился его великий альбом.

Покончив с судебными разбирательствами, Рафферти смог приступить к записи второго сольного альбома. Продюсировать запись взялся Хью Мэрфи (Hugh Murphy). Для работы в студии были приглашены превосходные сессионые музыканты, и среди них - басист Гари Тэйлор (Gary Taylor), клавишник Томми Эйри (Tommy Eyre), барабанщик Генри Спинетти (Henry Spinetty), гитарист Хью Бернс (Hugh Burns), а также известный студийный саксофонист Рафаэль Рэвенскрофт (Raphael Ravenscroft). Он должен был по первоначальному замыслу сыграть небольшую партию сопрано-саксофона в "Baker Street", не более. Когда Рафферти сочинял песню, как он рассказывал потом в 1988 году в своем интервью, он хотел вставить в нее инструментальную часть, но представление о ней было очень туманное. Записали соло на гитаре - вышло как-то слабовато. Все вроде правильно, но по большому счету - не то. Стали пробовать другие инструменты. Тоже не то... Потом Рэвенскрофт вспомнил, что у него в багажнике машины лежит боевой альт-саксофон на всякий случай, и предложил принести его с тем, чтобы саранжировать альт-саксофонный вариант. Терять уже было нечего, запись на глазах откровенно проваливалась, поэтому решили попытать счастья, наиграть еще и такой дублик. Ну не уходить же с поля боя побитыми. Дожать, обязательно дожать! Рафаэль принес инструмент, взялся за клапаны, послышались первые ноты, и вот тут что-то случилось. Заслышав тягуче-плотные звуки альт-саксофона Рэвенскрофта звукооператор вдруг очнулся, начал лихорадочно выкручивать на пульте ручки ревербератора... Зазвучала такая волшебная, неземная музыка, что всем стало ясно - получилось!

Сингл с этой песней поднялся на первые позиции во многих странах, сам альбом City to City также был продан тиражом в пять с половиной миллионов, став таким образом мультиплатиновым. Мало того, благодаря этому замечательному саксофонному проигрышу в музмагазинах серьезно поднялись продажи саксофонов. Очень многие захотели самостоятельно играть это удивительное облигатное соло, короткое, длиной всего восемь тактов. Рафаэль Рэвенскрофт издал несколько пособий по игре на саксофоне, которые потом неоднократно переиздавались. Между прочим, сам саксофонист это свое волшебное, по общему мнению, соло не любил, cчитал пресным, и никогда не исполнял на концертах. За него он получил стандартную ставку сессионного музыканта - 27,50 ф.ст. Сделал исключение лишь 2 раза - на похоронах Рафферти, и на одном благотворительном концерте в пользу больной девочки. В 2010 году было официально признано, что песня звучала в радиоэфире как минимум 5 миллионов раз. И другие песни с альбома City to City тоже попали в хитпарады на верхние строчки. Песня "Right Down the Line", третья по счету на альбоме, стала номер 1 в Hot Adult Contemporary Tracks США, и пробыла там четыре недели. Надо признать - все песни на этом альбоме - истинные шедевры. Как говорится, одна к одной.

Gerry Rafferty

Baker street



Winding your way down on Baker Street
Light in your head and dead on your feet
Well another crazy day, youll drink the night away
And forget about everything.

This city desert makes you feel so cold
Its got so many people but its got no soul
And its taken you so long to find out you were wrong
When you thought it held everything.

You used to think that it was so easy,
You used to say that it was so easy
But youre tryin, youre tryin now.
Another year and then youd be happy
Just one more year and then youd be happy
But youre cryin, youre cryin now.

Way down the street theres a light in his place
He opens the door, hes got that look on his face
And he asks you where youve been, you tell him who youve seen
And you talk about anything.

Hes got this dream about buyin some land
Hes gonna give up the booze and the one night stands
And then hell settle down, in some quiet little town
And forget about everything.

But you know hell always keep movin
You know hes never gonna stop movin
Cause hes rollin, hes the rollin stone.
And when you wake up its a new morning
The sun is shining, its a new morning
But youre going, youre going home.

Drums: Henry Spinetti
Bass Guitar: Gary Taylor
Keyboards: Tommy Eyre
Percussion: Glen Le Fleur
Guitar: Hugh Burns
Rhythm Electric: Nigel Jenkins
String Arrangement: Graham Preskett
Saxophone: Raphael Ravenscroft
Vocals: Gerry Rafferty

С песней "Baker Street" приключилась поразительная история. Вокруг нее родился стойкий миф. Один телеведущий ( Stuart Maconie, писал для the New Musical Express колонку 'Would You Believe It?') ничтоже сумняшеся публично заявил, что саксофонное соло в "Baker Street" сыграл актер Боб Холнесс (Robert Wentworth John Holness). И все поверили! Несмотря на то, что на альбоме четко указано, кто именно сыграл в песне. Феномен харизмы известного телеведущего оказался сильнее истины. Вообще-то это была шутка, розыгрыш, его потом разоблачили, но по невероятному стечению обстоятельств миф утвердился...

02.03.2011
Игорь Михайлин.

Exile on Main Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый Башлачёв?
50 лет Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29 ноября 2000г.



Gerry Rafferty

Days Gone Down



Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz