Джон Лорд (Jon Douglas Lord; род. 9 июня 1941 г., Лестер, Англия) — один из самых влиятельных и лучших клавишников в рок-музыке.
Участник групп Artwoods, Flower Pot Men, Deep Purple, Paice, Ashton & Lord, Whitesnake, а также многих других музыкальных проектов. В 2002 году покинул Deep Purple, и теперь занимается сольной карьерой.
Джонатан Дуглас Лорд (Jonathan Douglas 'Jon' Lord) родился 9 июня 1941 городе Лестер, Великобритания. Он начал приобщаться к музграмоте с самого раннего возраста, посредством семейного пианино, и уже с пяти лет начал брать уроки игры на клавишных инструментах. В этом возрасте Джон Лорд пристрастился к наследию Иоганна Себастьяна Баха, который оказал очень большое влияние на всё последующее творчество музыканта. Также ему нравились сочинения средневековых авторов, основанные на мотивах барокко, и произведения современного композитора Элгара.
Будучи тинейджером, Джон Лорд был очарован игрой джазовых органистов, таких, как Джимми Смит и рок-н-ролльных пианистов, типа Джерри Ли Льюиса. Можно говорить о том, что симбиоз классики, джаза и рок-н-ролла в конечном итоге определил общий стиль Джона Лорда и как исполнителя на клавишных, и как автора музыкальных сочинений.
В возрасте 19 лет Джон Лорд переехал в Лондон и, мечтая о карьере актёра, поступил в Центральную школу сценической речи и драмы. Одновременно он начал свои выступления, играя джаз и ритм-энд-блюз, в основном в пабах, в различных группах с постоянно менявшимся составом. Первой группой Джона Лорда, по крайней мере, официально документированной, была Bill Ashton Combo, джаз-бэнд с акцентом на игру на саксофоне.
В 1963 году Джон Лорд, вместе с Биллом Эштоном примкнул к группе Red Bludd’s Bluesicians, также известной, как The Don Wilson’s Quartet. Тогда же Джон Лорд приобрёл свой первый электрический орган. Со следующего года молодой пианист начал принимать участие в зарождающейся группе Artwoods, лидером которой был Арт Вуд, брат участника Rolling Stones Ронни Вуда. Кроме того, он участвовал в записи альбома You Really Got Me группы The Kinks.
Artwoods ориентировались на такую музыку, где орган был бы блюзовой ритмичной сердцевиной, приблизительно как у Spencer Davis Group и Animals. Группа достигла некоторого успеха, выпустив несколько синглов и EP (один из них — I Take What I Want 28 мая 1966 года достиг 28 позиции; сейчас эти записи можно услышать на альбоме Art Gallery), однако коммерческого успеха не было. В последний момент Лорд уговорил группу переименоваться в St Valentine’s Day Massacre и сменить имидж на «гангстерский», но на этот ход отреагировала только Дания. «Я пытался раздвинуть границы музыки Artwoods как только мог, — вспоминал Лорд. — Включал в свои соло фрагменты Баха и Чайковского. Боюсь, это их только напугало».
Джон Лорд на некоторое время присоединился к группе Ронни Вуда Santa Barbara Machine Head с которой было записано три инструментальных трека. Однако, попытки подписать контракт с какой-либо компанией провалились, и Джон Лорд присоединился к группе Flower Pot Man. Эта группа была вокальной, и нуждалась в инструменталистах для выступлений. Джон Лорд не записывался с этой группой, и, можно сказать, что его участие в этой группе ознаменовалось только знакомством с басистом Ником Симпером, одним из создателей Deep Purple.
В начале 1968 года Лорд участвует в создании группы Boz вместе с Бозом Баррелом (будущим участником King Crimson и Bad Company), Ричи Блэкмором, Иэном Пэйсом и Чезом Ходжесом. Проект имел очень короткую историю, но он послужил основой для создания группы Roundabout, которая была создана в марте 1968 года. Как мы ныне знаем, она вскоре поменяла имя на Deep Purple.
Стиль игры Джона Лорда легко узнаваем, как из-за характерного звука Хаммонд-органа, часто используемого музыкантом для исполнения, так и из-за заметного влияния классических композиторов и джаза.
Свой последний концерт с Deep Purple "слегка рассеянный, но истинный джентльмен" Джон Лорд отыграл 19 сентября 2002 года, в Ипсвиче.
Джон Лорд занимается сейчас сольной работой и выступлениями с концертами. В основном он занимается написанием классической музыки; так, две его композиции в исполнении симфонического оркестра Оденсе вошли в летний сборник классики 2007 года, выпущенный EMI. Лорд занят также в проекте The Hoochie Coochie Men, играющем в стиле давней привязанности Джона Лорда — ритм-энд-блюз.
В октябре 2009 года Лорд посетил Россию. 9 октября состоялся концерт в Екатеринбурге, 12 октября — в Санкт-Петербурге, 15 октября — в Москве. В Петербурге (в Ледовом дворце) Лорд выступал с Оркестром Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело, в Москве (ГЦКЗ «Россия») — с Московским симфоническим оркестром. На всех концертах Джона Лорда сопровождала венгерская группа Cry Free, известная своими кавер-версиями Deep Purple, а также вокалисты Стив Бальзамо и Кася (Катажина) Ласка. Музыканты исполнили произведение Джона ЛордаConcerto for Group and Orchestra, знаменитые хиты Deep Purple в симфо-роковых аранжировках, а также сольные номера Джона Лорда.
Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы
специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование
обращаться к авторам.