Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема 
дня Рок в 
лицах Афиша Ссылки Фото

The Doors
Двери, открытые познанию любви.
Hollywood bowl 1968.



Сейчас на киноэкраны России вышел документальный фильм-концерт The Doors Live at the Hollywood Bowl (1968). Фильм можно было посмотреть в нескольких городах, в частности, 22 февраля в московском центре документального кино. Хотя, может быть, где-то еще фильм идет. В уютном зале с огромным экраном и отличной акустикой собрались главным образом молодые люди студенческого возраста (некоторые во время просмотра без умолку болтали). Но пришло и несколько человек поколения тех первых советских хиппи, которые застали живым Джима Моррисона, хотя, конечно, по понятным причинам, не могли ни в каком виде увидеть группу воочию. И вот, спустя сорок три года после внезапной и таинственной гибели двадцатисемилетнего Моррисона в Париже, его можно, наконец, увидеть на большом киноэкране, поющим свои эпохальные песни-миниоперы. Ведь Джим сочинял не просто песенки про любовь-морковь вроде "ты ушла, но я тебя все равно люблю". Это целые действа, представления, вселенского масштаба. Музыка группы подавляла, по собственному выражению музыкантов, выдавливала человека, как лимон. Концерт группа снимала сама, на собственные деньги, и по своей инициативе, пригласив своих друзей- кинематографистов. Напомним, что и Джим Моррисон, и клавишник Рэй Манзарек оба учились в калифорнийском институте кинематографии, изначально собираясь стать кинорежиссерами.



На концерте работали пять кинокамер, но в первоначальном варианте монтажа 1987 года остались только ленты с трех кинокамер. В новом издании фильма, сделанном в 2012 году, монтировались ленты со всех пяти кинокамер. Так что сами музыканты увидели этот фильм в его полной версии в первый раз. На концерте установили "киношный" свет, но Моррисон, явно находившийся под воздействием "кислоты", про это совсем позабыл, и в ходе концерта часто просил выключить свет, все время закрывал глаза. Пел многие куски песен с закрытыми глазами, видимо, не будучи в силах вынести столь яркие и палящие глаза лучи софитов. На нем были надеты его знаменитые кожаные штаны с громадными эллиптическими бляхами из металла у пояса, черная рубаха, и синяя куртка- безрукавка, расшитая золотым позументом, которую Джим вскоре сбросил с себя, и еще - черные сапожки-"казаки". Отчетливо видно в кадре, что ноготь указательного пальца правой руки Моррисона наполовину черный - видимо, недавно случилась травма пальца. Манзарек в кадрах шоу одет в цивильный светлый костюм и светлые же "казаки". Гитарист Кригер (Robby Krieger) одет в черную рубаху и черные же брюки, играл на двух гитарах "гибсон", черной полуакустической типа "Лес Пол", и темного лака "доске" типа "SG standard". Барабанщик Джон Денсмор все время прятался за своей ударной установкой, и рассмотреть как следует его не удалось.

В тот день музыканты The Doors встретились с фронтменом "роллингов" Миком Джаггером, со вкусом поужинали с ним в китайском ресторане на бульваре Сансет (о чем вспоминают с видимым наслаждением), застряли там сильно, и опоздали на концерт. Джаггер сидел на первом ряду, а на коленях у него сидела спутница жизни Моррисона Пэм Курсон.

Народу на концерт собралось ни много, ни мало, целых восемнадцать тысяч. Надо сказать, что Hollywood bowl - открытая концертная площадка, построенная по типу древнеримских амфитеатров, и вот она оказалась битком забитой публикой, кроме, разве что, самых верхних ярусов. Местные радиостанции предупреждали в тот день, что проходит рок-концерт, и вокруг чаши создались пробки из автомобилей, так что даже сами музыканты добирались этот километр от бульвара Сансет до "чаши" целых сорок пять минут.

Группа выступала на концерте не в одиночку. "Разогревали" публику уже восходившие к славе Steppenwolf и Thе Chambers brothers. С концертной аппаратурой произошла забавная и показательная накладка. Музыканты The Doors обычно выступали с восемью-шестью усилителями, а для этого концерта решили, как говорится, развернуться на всю катушку. Позвонили в местную фирму концертной аппаратуры с простым названием "Акустика", и спросили: а сколько вы можете выставить усилителей сразу? Те сказали: 50. В итоге привезли 52 - все, что успели изготовить на тот день. Поставили их стеной в два яруса за спинами музыкантов. Такая "стена звука". Тогда еще не применяли систему "РА" с порталами и подзвучкой для музыкантов. Никаких беспроводных радиомикрофонов и радиогитар еще и в помине не было. У Манзарека были под рукой электроорган и басовая клавиатура (отдельного басиста в группе не было, хотя на записи альбомов приглашались сессионные музыканты).

Итак, выходят перед шоу на сцену Thе Chambers brothers, чтобы попробовать звук, видят эту стену из аппаратуры, глаза на лоб у них вылезают от удивления. "Ну, мы теперь реально рок-звезды, раз нам такой аппарат выставили" - думают они. Спрашивают - куда подключаться? Им отвечают - а это только для The Doors! Немая сцена.

И тут перед концертом, как всегда внезапно, появляются пожарные. Они тоже видят все это звуковое роскошество, строго смотрят, и интересуются: "Это что такое, чье эт все?" На что раздосадованные Thе Chambers brothers сердито им отвечают - это все для The Doors! Пожарные делают страшные глаза, и заявляют: Низзяяяяяя! В итоге из всей стены пятидесяти двух усилителей работали только два... Остальные стояли мертвым грузом. "Договориться" с пожарными никак не удалось. Кригер, уже предвкушавший, как он вдарит на дюжине мощных усилков, был подавлен таким оборотом, но справился с собой, и отыграл концерт как надо на одном-единственном усилителе.

Моррисон выглядел явно заторможенным, пел хоть и попадая в тональность, но немного отставая, что как раз и характерно для человека, находящегося под воздействием ЛСД. Один из местных репортеров даже написал потом в своей газете: The Doors - хорошие ребята, но играют чересчур медленно. Музыкантам приходилось подстраиваться под Джима. Концерт записывался звукорежиссером Брюсом Ботником из фирмы Elektra Records для выпуска "живого" альбома, который музыканты готовили уже давно. Запись велась на восьмидорожечный магнитофон - максимум, что в тот момент существовало в звукозаписи, причем для группы оставалось 7 дорожек, а одна использовалась для синхронизации с киносъемкой. По одному каналу на каждого музыканта (для клавиатур Манзарека - два канала), и два микрофона для записи реакции публики. Сет-листа, как обычно, никакого не планировалось. Барабанщик Джон Денсмор вынужденно исполнял неприятный ритуал, спрашивая перед шоу: "что сегодня играем?", на что остальные смогли назвать только две песни. Далее концерт катился совершенно спонтанно. Мик Джаггер только глаза выпучивал, гляда на то, как Денсмор "дрессирует" своих коллег. На сей раз, невиданное для группы дело, - перед шоу даже порепетировали несколько вещей. Ведь такой концерт, для такой огромной аудитории, для The Doors был в диковинку. Дотоле группа выступала по клубам и небольшим залам.



О том, что Джим явно находился под воздействием химикатов, говорит и тот эпизод на концерте, когда он сообщает публике про кузнечика, которого он якобы увидел. Приседает к полу, смотрит на него, поднимается, потом говорит в микрофон: "нет, это мотылек". А на полу, естественно, никакого кузнечика нет. Но действительно, в огне софитов виден на мгновение улетающий мотылек, что для июльского калифорнийского вечера вполне обычное явление.

Моррисон во время исполнения установил, как ни странно, хороший контакт с публикой. Он периодически что-то ей говорит, на лице Моррисона иногда появляется шалая улыбка, но чаще он серьезен до мрачности и трагизма. Моррисон часто отворачивается от публики, истошно вскрикивает, прыгает, приседает, изображает вместе с Кригером и Денсмором имитацию сцены расстрела. Кригер как бы расстреливает Моррисона из своего "Гибсона".

Концерт длится на экране час двадцать минут, прозвучало 20 вещей, в том числе и такие знаменитые номера, как Hello I Love You, Light My Fire, а закончился фильм скандально знаменитой композицией "The End" (из-за нее группу в свое время выгнали из клуба Whisky a Go Go), что также весьма необычно для The Doors. Как правило, группа в финале исполняла "Light My Fire", поднимая публику, которая начинала танцевать. После собственно концертных съемок идет двадцатиминутный ролик 2012 года, в котором Кригер, Манзарек, Денсмор, Ботник и братья Чамберс расcказывают обстоятельства концерта, как они помнят об этом.

Подытоживая, хочется сказать, что фильм получился отличный. Это именно концерт, а не скандальные кадры вокруг The Doors, больше предназначенные для паблисити. Фильм показывает реальную творческую мощь ансамбля, масштабность музыкального осмысления нашего мира, способность создать не пустую однодневку-развлекаловку, но цельное философско-музыкальное полотно, и внушить публике свою идею.

Игорь П. Михайлин

23.02.2014





Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's 

Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz