Rambler's Top100
Музыка ROCK
Начало Новости Тема дня Рок в лицах Афиша Ссылки Ссылки Фото

"Yes": мечта сбылась!

Очень сильное желание, как известно, непременно сбывается. Джон Андерсон, Крис Сквайр, Алан Уайт и Стив Хау на личном примере вновь доказали эту нехитрую истину. Они все-таки приехали в Москву и выступили с единственным концертом в Государственном Кремлевском Дворце 31 октября 2001 года.
Тридцать лет тому назад, в 1971 году, российская рок-общественность вообще, а московская в особенности, не просто бурлила. Происходил самый настоящий взрыв. Ощущался огромный подъем, которого, наверно, больше никогда потом не случалось. Только что вышла в свет эпохальная рок-опера "Jesus Christ Superstar" и альбом "In Rock" группы "Deep purple", а вдогонку ему "Fireball". "Pink Floyd" обрушивают на рок-мир свой космический "Meddle". В том же году на излете выходит невероятный по мощи и масштабу "Led Zeppelin IV". Еще одна бомба мирового масштаба - диск Джона Леннона "Imagine". Список подобного уровня альбомов можно продолжать и продолжать. Все эти новинки моментально появлялись у нас, но еще до их появления сквозь рев глушилок рок-фэны ловили в радиоэфире, как тонущий ловит последний глоток воздуха, едва различимые звуки Великого Рока. Нет, это не была пошлая равлекуха для субботней танцплощадки. Каждая нота несла в себе открытие. Мир, до того серый, плоский и скучный, раздвигался до масштабов всей вселенной, делался ярким и многомерным.
Творцами этого музыкального взрыва вместе с "Deep purple", "Pink Floyd","Led Zeppelin", Джоном Ленноном и другими гениальными музыкантами стали британские "Yes". Уже в самом названии, таком коротком, и в то же время емком, крылась некая тайна. Перевод очень простой, это всего-навсего "да". Но почему "да"? Кому говорит группа свое "да"? И на что отвечает согласием? Все это звучало туманно, однако понятно всякому, кто имел счастье слушать их альбомы "The Yes Album" и "Fragile". Случайно это, или закономерно, тем не менее они появились именно в 1971 году.
Разнообразные ударные инструменты, прихотливые узоры клавишных, лидер-гитары и бас-гитары, завораживающие фиоритуры фальцета вокалиста, огромные по длительности и сложности подлинно симфонические композиции - все это воздействовало на слушателя необыкновенно. Мелодичные переливы вдруг резко переходили в целый шквал звуков, водопадом погребая остатки примитивного благоразумия и банального филистерства. Арт-рок в подаче группы не просто восхищал - он царствовал и правил. Даже отечественные ламповые магнитофоны с их скрипами, фоном, плывущим глухим звуком и чудовищными механизмами, рвущими пленку, не могли испортить впечатление. После прослушивания записей "Yes" невозможно было оставаться прежним человеком, хотелось непременно поделиться с другими людьми своим восторгом, хотелось научиться играть эту музыку, создавать свое, непохожее ни на кого.
И еще было нечто в музыке "Yes". В душе возникало ожидание чего-то светлого и радостного. Грядущее уже не казалось таким мрачным, тревожным, безысходным. "Yes" несли в себе надежду, они возрождали к жизни, к творчеству. Почему, откуда все это было в них?
Ответить трудно. Конечно, семидесятые еще только начинались, музыканты дышали молодостью, их таланты раскрывались полно и широко, открывая неведомые горизонты творчества и познания мира. Вокруг них бурлила рок-революция, насыщая умы живительным воздухом гениального и свободного восприятия жизни. Все это так, но уже тогда мир "детей цветов" рухнул, потерпели поражение бунты молодежи во Франции и Германии, год назад погибли от наркотиков великая Джанис Джоплин и гуру электрогитары Джими Хендрикс. "Black Sabbath", еще одна легенда рока, мрачными издевками хоронили идею хиппи как полностью доказавшую свою несостоятельность. И от "Лестницы в небо" с "Led Zeppelin IV" также веяло холодом разочарования и безнадежности. Было от чего придти в уныние.
Вирус безверия очень силен, и не поддаться ему трудно. Однако то ли музыканты группы не ведали его, то ли оказались много сильнее, но тогда, в семидесятые, в их музыке звучал полет фантазии над убогим и страшным бытием. Они не желали поддаваться мещанской морали и бессильной загнанности. В студиях звукозаписи и на концертах рождались все новые и новые шедевры "Yes". Они говорили жизни "Да!"
Три десятка лет - огромный срок для человека, порой вся жизнь вмещается в него. Для группы тридцать лет - немысливая, попросту нереальная цифра. Чтобы через нее перешагнуть, нужно нечто более, чем талант, или даже гений. Таких долгожителей, как "Yes" по пальцам можно перечесть.
Итак, группа существует, и к тому же активно действует: недавно вышел новый альбом, "Magnification". По мнению критиков, "Magnification" получился, в отличие от нескольких предыдущих, жизнерадостным и цельным. А в этом году группа поразила и давних, и новых поклонников тем, что впервые собралась в турне вместе с симфоническим оркестром. Такого у "Yes" еще не бывало. Но класс, что называется, сказывается - на пресс-конференции для московских журналистов музыканты признались, что перед гастролями они провели одну совместную репетицию. За полдня.
В Москву, поливаемую мелким осенним дождичком, группа прибыла 30 октября из Риги, где выступала накануне. В 19:30 в зал библиотеки отеля "Балчуг" , где томились ожиданием заранее собравшиеся московские пишушие и снимающие представители средств массовой информации, вошли трое - барабанщик Алан Уайт, вокалист Джон Андерсон и бас-гитарист Крис Скуайр. Гитарист Стив Хау на пресс-конференции не появился. Почему - неизвестно. Может, устал с дороги, может, обрыдли за тридцать с лишним лет бесконечные глупые вопросы журналистов, не берусь сказать. Ну, не пришел, так не пришел. А жаль. Было о чем расспросить. Да просто посмотреть вблизи, и то ...
Уайт и Скуайр выглядели спокойно, и немного устало. Андерсон озирался вокруг с любопытством и некоторым беспокойством. Глаза его блистали. Первый вопрос был об Игоре Хорошеве, 36-летнем музыканте родом из Москвы. Дело в том, что на альбоме "Yes" 1997 года "Open Your Eyes" три композиции записаны при участии Хорошева, а в 1999 году "Yes" сделали альбом "The Ladder" ( "Лесенка" ) с Игорем уже не в качестве сессионного исполнителя, а полноправного участника группы и соавтора. Альбом вызвал весьма положительные и заинтересованные отзывы, как со стороны прессы, так и со стороны рок--фэнов, чего не случалось, увы, давненько. Помимо работы в студии, российский музыкант также совершил в составе "Yes" гастрольное турне по Штатам и Европе. Мало того, один из концертов турне 1999 года, сыгранный в ласвегасском "House Of Blues", вышел в 2000 году на видеокассете и DVD. Поэтому чрезвычайно хотелось узнать, что ветераны группы скажут о сотрудничестве с Игорем - шутка ли, российский музыкант поработал со всемирно известными классиками рока, и результат вышел очень интересным.
"Игорь Хорошев - талантливый человек . Кроме того, что Игорь высокопрофессиональный клавишник, он к тому же отлично разбирается в компьютерных технологиях, применяемых в музыке. Однако у нас о нем разные мнения" - весомо заметил Алан Уайт. Оно и понятно. Ведь сотрудничество закончилось на "Лесенке". Печально, тем не менее все же отрадно, что наконец-то российские рок-музыканты начинают потихоньку вливаться в мировую элиту рок-музыки как полноправные творцы, а не только хлопают в ладоши на записях суперзвезд. Что же касается Хорошева, то он теперь переключился на музыку для кино. Будет ли продолжено совместная работа с ним в будущем? Маловероятно. Пути "Yes" и Хорошева разошлись. Впрочем, как сообщают из-за моря, сотрудничество Игоря и персонально Джона Андерсона не закончилось, и будет продолжено, как только у обоих появится свободное окно в графике. Дальше посыпались разнообразные вопросы журналистской братии, в основной своей массе до начала пресс-конференции даже не представлявшей, как выглядят музыканты. Традиция что ли такая у наших прессменов? Вопросы звучали соответствующие, вплоть до квартирного... Трудно объяснимым после подобной скуки выглядел дождь из вкладышей и пакетов альбомов "Yes", пролившийся на головы музыкантов после общения. Видимо, что-то знают, так или иначе, ежели столько всего для автографов принесли. Под конец Джон Андерсон, несколько расстроенный несбывшимся серьезным разговором на музыкальные темы, собрался с духом и сделал специальное заявление. Он припомнил английскую поговорку, которая гласит: мечты сбываются. А мечтой Андерсона и его коллег было выступить в Москве, в сердце России.
Следующим вечером в Кремлевском Дворце счастливцам, приобретшим билеты, предстояло вкусить нечто до крайности изысканное - утонченный арт-рок наивысшего качества непосредственно из рук верховных жрецов Великого Храма Рока. Билеты стоили не сказать, чтобы дешево - от четырех сотен российских денежных единиц до ста с лишним универсальных зеленых портретов президента США Джорджа Вашингтона. Аудитория собиралась в Кремль далеко не пионерского вида - бородатые, а то и лысеватые рок-фэны с семьями и без, в косухах и в цивильных костюмах-тройках.Пришло также некоторое количество бомонда, ходящего буквально на все концерты в Кремле, "потому что круто", и с тупым бесчувствием восседающих в рядах VIP-партера перед самой сценой. Музыкантов российских было замечено весьма немного - Николай Арутюнов, Виктор Зинчук, и еще кое-кто. Напрасно. Для души пользительно, и для повышения квалификации невредно.
В фойе продавалась продукция, в той или иной мере касающаяся рок-легенды - майки, аудио-видео-кассеты и книги, причем последние стоили не менее ста у.е. Платежеспособные граждане не спеша раскупали. Раскупили почти весь товар. Концерт не начинался долго, почти час, и журналистская братия, загнанная на самую верхотуру, поневоле глазела на сцену и на публику. Партер зиял не проплешинами, а натуральной пустотой. (В ходе концерта он , однако, заполнился). Сцена же оказалась заполнена музыкантами симфонического оркестра, они неспешно настраивали свои инструменты. Руководил оркестрантами маэстро Ларри Групэ. Под потолком на сцене висели слева и справа огромные, с виду металлические конструкции, больше всего похожие на летающие тарелки.
Без пяти восемь свет наконец-то погас, на заднике зажглась надпись - коротенькое английское слово из трех букв и звезды. Под вступительные аккорды оркестра и овацию публики на сцену не торопясь (а куда спешить-то, выше Олимпа уж некуда) вышли Джон Андерсон, Алан Уайт, Крис Скуайр, Стив Хау и Том Бислин (последний - сессионный клавишник, выступающий с "Yes" в рамках нынешнего турне "Yessymphonic"). И затрепетало ретивое, забилось в лихорадке! Пересказывать концерт очень трудно, потому что голова вся была как в огне. Шутка ли сказать, четверть века с хвостиком слушал на бог знает какой рухляди ИХ альбомы, а тут живьем, в Москве... Начали будто с "Close To The Edge", потом сыграли "Long Distance Run Around" и пару вещей с новейшего "Magnification" , побаловали "Ritual" с "Tales From Topographic Oceans" 1973 года, ради такого случая даже припомнили "Starship Trooper" c "The Yes Album" 1971 года.
Ясное дело, не обошлось без виртуозных соло каждого из "Yes" . Стив Хау на радость всем любителям потерзать серебряные струны показал как это надо делать по-настоящему: блистал игрой на дух гитарах сразу, колдовал над стил-гитарой, выдал продолжительное интермеццо на акустической гитаре. Тут хочется заметить ,что именно акустическая гитара показывает истинный класс музыканта, ибо натяжение струн на ней как правило, сильнее, чем на электрической, а спрятаться за гитарные примочки невозможно, и без ежедневной серьезной практики немыслимо сделать правильный звук. Он сделал.
Даже неловко как-то упоминать про то, что знаменитый , неподражаемый фальцет Андерсона и ныне, тридцать три года спустя, звучит точь-в-точь так, как на классических записях начала семидесятых. Но этого ему мало, Андерсон играет в концерте на клавишных, ударных и гитаре. Причем великолепно. Не то, что некоторые иные, некогда славные и уважаемые музыканты, не сумевшие справиться с алкоголем, звездной болезнью и наркотой.
Крис Скуайр на двух "Рикенбакерах" и двух "Фендерах" играл волшебно: любые изыски джазового и рок-баса с легкостью и изяществом, при этом он еще летал по сцене, как будто играет в группе, исполняющей не безумно сложный симфо-рок, а скоростной дэт-метал. Ему, конечно, виднее, но выбивало из блаженного состояния транса напрочь. Впрочем, при желании можно было закрыть глаза и наслаждаться музыкой без лицезрения музыкантов.
Углубленные знатоки рока помнят, вне сомнения, что Алан Уайт еще до вступления в ряды "Yes" успел поиграть вкупе с Джоном Ленноном, Эриком Клаптоном и Джорджем Харрисоном, но дело, разумеется, не в этом. Арт-рок не такой стиль, чтобы можно было вполноги отбивать такт, вторя басисту. Или ты виртуоз, или тебя здесь просто нету.
Ошибкой было бы думать, что Том Бислин на сцене присутствовал так, для мебели. Мол, временно надо кого-нибудь поставить за клавишные. Он то рассыпался хрустальным бисером, то играл столь мощно, с такой атакой, что знающие люди только крякали от неожиданности. Если до тебя место за клавишными занимал, например, Рик Уэйкман, или Патрик Мораз, то спрос понятно какой.
Кстати, на балконе, как выяснилось, вполне приличный звук; слышно было хорошо. Или (что ближе к истине) звукооператоры сработали в тот вечер на уровне высшего пилотажа. Пока ни слова не было сказано про оркестр маэстро Ларри Групэ, хотя он заслуживает всяческих похвал. В отличие от несколько надуманного сотрудничества "Скорпионс" с большим симфоническим оркестром, казалось, "Yes" всю жизнь выступает именно так. Баланс группы и оркестра был отстроен идеально.
В ходе выступления в какой-то момент все - Хау, Андерсон, Уайт, Бислин и Скуайр вдруг побросали свои инструменты, каждый взялся за барабанные палочки, и квинтетом сыграли искрометную пьесу на барабанах в японском духе! Тут-то стало понятно, что они тоже слушают нечто вроде "Kodo" и "Ondekoza". Из других классических вещей "Yes" исполнили также "And You And I", "I've Seen All Good People", "Gates Of Delirium", и еще много чего. Андерсон периодически, видимо сильно волнуясь, пускался в разговоры, отвечал на крики из зала, благодарил публику. Даже сказал, что счастлив выступать там, где, возможно, выступал сам Игорь Стравинский. Увы, Стравинский в ГКД, насколько известно, никогда не выступал по причине давнего отъезда из России на ПМЖ в Штаты, да это, вобщем-то, не так уж и важно. Главное, что сбылась наша общая мечта -b выступали там, где мечтали, а мы их видели и слышали воочию. На бис, вопреки обычному гастрольному расписанию, прозвучала самая попсовая и самая, видимо, раскрученная вещь - "Owner Of The Lonely Heart", которую, конечно, написал совсем не Игорь Хорошев, как утверждал в новостях телеканал "Культура". Ну не мог он этого сделать, поскольку в 1983 году только-только школу окончил. Последним номером прозвучала "Roundabout". Зрители, очнувшись от транса, стоя кричали, хлопали и махали руками. Увы. На сей раз волшебство окончилось. Незаметно для публики "Yes" отыграли два часа сорок пять минут. По-моему, рекорд для западных гастролеров в Кремле - никто столько не играл. И, чувствуется, музыканты хотели бы сыграть еще, но кремлевское начальство за кулисами сказало твердое "Будя!". Да, все хорошее имеет, к сожалению, одно неприятное свойство - наступает однажды миг, когда появляется надпиcь - "The End".
Игорь Михайлин.

<-- Назад

Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Музыка в стиле Ритм & Блюз


Используются технологии uCoz