Rambler's Top100
Музыка ROCK
Начало Новости Тема дня Рок в лицах Афиша Ссылки Ссылки Фото

Рик Уэйкман: мой герой - Сергей Прокофьев.

Рик Уэйкман. Пресс конференция. Фото Игоря Михайлина. Всего три недели прошло после концерта "Yes" в Кремле, и в первопрестольную нагрянул экс-клавишник группы, Великий Уэйкман собственной персоной. Нет, это не было спланировано заранее, простое совпадение, но для фэнов "Yes " и Уэйкмана весьма приятное. Кстати, это далеко не первый приезд Рика к нам. Еще в начале восьмидестых он, по его собственным словам, приезжал в СССР для участия в какой-то телепередаче. Следующий приезд состоялся в 1992 году, для участия в рок-фестивале "Белые ночи Санкт-Петербурга". Хотя на календаре был конец июня, с моря дул ледяной ветер, пронизывавший до костей, шел дождь. Компания подобралась тогда для Уэйкмана не самая худшая - лидер "Jethro Tull" Иан Андерсон с гитаристом Мартином Барром, Денни Лейн (экс- "Moody blues" и"Wings"), "UFO", "Sweet", "Venom".
23 ноября Рик и часть его группы (кое-кто еще спал, а кто-то не прибыл из Англии) в лице второго клавишника, а по совместительству сына Адама, вокалист Дэмиан Уилсон, и давний товарищ Уэйкмана барабанщик Тони Фернандес предстали пред светлые очи московской прессы. Произошло это в помещении редакции газеты "Московский комсомолец". Организатор пресс-конференции Дмитрий Шавырин в коротком вступительном слове признался, что он давний фанат творчества мистера Уэйкмана, и в его домашней фонотеке более семидесяти альбомов музыканта, на что Рик ответил, "у меня дома меньше, надо бы взять взаймы", а еще попросил не называть его "мистером Уэйкманом", ибо от такого обращения он чувствует себя много старше.
Кстати, официальная дискография Рика Уэйкмана насчитывает ни много, ни мало, целых 96(!) альбомов. И это не считая участия в записях иных музыкантов, которым также несть числа. Рик - феноменально талантливый музыкант и композитор, постоянно ищущий новые пути. Так, недавно он решил попробовать исполнить разные композиции ряда авторов, свои в том числе, а также Маккартни и классических композиторов, в различных оркестровках, причем просто для удовольствия, без какой-либо особой цели. То, что из этого получилось, произвело на публику такое сильное впечатление, что многие стали обращаться с просьбой записать этот материал. В итоге вышел альбом с неожиданными оркестровками известных вещей.
Оркестровкой Рик увлекся еще в стенах консерватории, когда изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. С тех пор Сергей Прокофьев стал, по словам Уэйкмана, его героем, причем до такой степени, что даже в машине он постоянно держит записи прокофьевского шедевра "Любовь к трем апельсинам"!
Между прочим, свои альбомы музыкант никогда не слушает - классическая музыка для него стократ интереснее. (А мы-то, несчастные...чего только не слушаем - и Прокофьева мы не слушаем, и Римского -Корсакова не слушаем, не говоря о Мессиане, Шнитке, Шенберге, и еще много-много чего мы не слушаем). Свое вдохновение Рик Уэйкман привык черпать не в собственных проблемах, а в истории и архитектуре. "Современная поп-музыка посвящена главным образом теме любви. Между тем, в очень немногих случаях можно сказать "я люблю тебя". История, легенды предоставляют более обширное поле для творчества и позволяют создавать музыкальные произведения больших форм" - сказал Рик в ответ на вопрос, почему его так занимают исторические сюжеты.
В ходе пресс-конфереции все московские журналисты почувствовали, что Уэйкман не только гениальный музыкант и классик рока, но и любящий отец. Он признался, что считает своего сына Адама лучшим британским клавишником на сегодня, а вовсе не Клайва Нолана, как считают некоторые. Адам в ответ припомнил, что два года назад, когда пресса признала его , а не Рика лучшим, отец несколько дней с ним не разговаривал, а потом все-таки сменил гнев на милость. В конце концов, кто, как не он породил себе наследника? Словом, гены не подкачали. Что ж., отцы и дети. Везде актуально. Тем не менее, Адам, чтобы поехать играть в отцовской группе, пренебрег приглашением, последовавшим от самого сэра Пола Маккартни поработать в его турне!
Именно Рик Уэйкман когда-то очень давно первым стал громоздить на сцене баррикады из клавишных инструментов, и за ними, играя сразу на всех, он производил впечатление некоего паука. Чтобы как-то сгладить столь нелестное сравнение, пришлось даже надеть плащ. Помогло. Так что технологиям Рик отнюдь не чужд. Один из последних концертов группа Уэйкмана записала по новейшей шестиканальной системе, которая доступна всем владельцам DVD-плейеров и систем домашнего кинотеатра. Однако он категорически против "фонограммных" деятелей, подменяющих живую музыку так называемой "фанерой".
Без упоминания "Yes", конечно, не обошлось. Джон Андерсон и Алан Уайт не так давно высказались в адрес Уэйкмана в следующем духе: "Рик Уэйкман теперь занимается исключительно религиозной музыкой, а нашу музыку иначе как сатанинской не называет."
Рик не поверил, что они могли так сказать, и заявил:" Несказанная глупость. Я считаю этот инцидент недоразумением. Одна из причин, по которой мы поддерживаем свой сайт в Интернете, кроется в том, что существует большое количество сайтов, несущих неверную, или неточную информацию. И мы всегда указываем, что если вы получили эту информацию не с официального сайта, то это неверная информация. То же самое можно сказать об официальном сайте "Yes". В этом плане мы очень близки в нашей работе. Я много разговаривал с Джоном и Стивом, мы постоянно обсуждаем многие вещи, которые появляются на страничках в Интернете - это не то, что мы говорили, просто искажение реальных фактов. Я полагаю, он наверно перед этим что-то "принял". Алан был немножко огорчен тем, что я отказался вернуться назад в группу. Если бы эти слова были правдой, я бы сегодня не был здесь, не выступал с концертами и не делал турне по различным странам. Наше выступление является ответом на этот вопрос."
Бронзоветь памятником самому себе Рик Уэйкман никак не хочет. К примеру, он ходит на концерты других рок-музыкантов, "Pink Floyd" например, и конечно, на классические, недавно был в Ковент Гарден. Концертная программа этого турне была составлена с учетом опроса, заранее проведенного официальным сайтом Рика. Поступили тысячи откликов, в том числе также из России. На пресс-конференции Рик сказал:" Некоторые, это понятно, хотели услышать произведения семидесятых из "Journey to the center of the earth" , "King Arthur", некоторые - из других альбомов, вплоть до сегодняшнего дня. Естественно, и некоторые произведения, которые мы исполняли с группой "Yes". Мы постарались так составить программу, чтобы максимально удовлетворить интерес к нашей группе. Программа покрывает период в тридцать лет. И также там будет несколько сюрпризов. Обычно, когда я иду на концерт "Pink Floyd", и если они не исполняют ничего из "The Wall" , я не чувствую того удовлетворения. Для нас было очень важно, чтобы люди получили удовлетворение от того, что они услышат". После пресс-конференции Рику поднесли в подарок деревянную скульптуру, изображающую бюст Пушкина. Как выяснилось, Александр Сергеевич вовсе не кто-то совершенно неизвестный для Уэйкмана, он знаком с творчеством Пушкина. Потом вся группа плавно переместилась в один из московских ресторанов, где состоялось очередное знакомство с русской кухней - грибочки, огненная вода, и так далее. Рик признался, что мы, дескать, не монахи, употребляем. Вечером 24 ноября в Государственном Кремлевском Дворце состоялся концерт "The English Rock Ensemble" (такое название носит группа, созданная Риком Уэйкманом). С публикой повторилась в точности та же ситуация, что и на "Yes" тремя неделями ранее - на галерке собрались истинные ценители творчества Уэйкмана, а в дорогущем партере зияли пустоты. С упорством, достойным лучшего применения, российские промоутеры привозят грандов рока именно в ГКД, весьма мало подходящий для рок-концертов - огромное количество угрожающе настроенных секьюрити, следящих ежесекундно, дабы никто, не дай бог, не пошевелился, что полностью убивает свободный дух рок-музыки, звук, запутывающийся в акустически неприспособленной атмосфере зала, вместо стоячего партера ряды для VIP-персон, и т.д.
На сцене, кроме барабанной установки, двух баррикад клавишных и подзвучивающих комбиков ничего не было, декораций никаких. Рик появился в своем знаменитом концертном золотом плаще, расшитом серебряной нитью, в белых, расшитых серебром и золотом брюках и белой футболке, высокий, могучий, косая британская сажень в плечах. Остальные музыканты были одеты кто во что горазд, но в основном в черные джинсы и майки, за исключением барабанщика Тони Фернандеса, тоже облачившегося в белое.
Зал притих в ожидании, и в образовавшейся тишине зазвучали первые ноты классического "Путешествия к центру земли" с одноименного альбома 1974 года. Услышав знакомые звуки органа Уэйкмана, зал в восхищении захлопал, но быстро затих, чтобы слушать только музыку. В полумраке голубыми светодиодами мерцал гриф басиста Ли Помероя, курчавый гитарист Ант Глайн со своим затертым чуть не до дыр "Гибсоном" скромно стоял на правом фланге, а в центре внимания были, конечно, Рик Уэйкман, в своем плаще похожий одновременно и на волшебника Мерлина, и на короля Артура , вокалист Дэмиан Уилсон и второй клавишник Адам Уэйкман.
Дальше пошли косяком вещи и недавние, и очень старые: "Never Is A Long Long Time " c альбома "Возвращение к центру земли" 1999 года (в записи которого Рик уговорил поучаствовать своего старинного приятеля, Великого и Ужасного Оззи Осборна), потом сюита "Король Артур" с "Мифов и легенд короля Артура и рыцарей Круглого Стола" 1975 года, "The Visit" c "Phantom Powers" 1990.
На лиричной "Екатерине Ховард" (из "Шести жен Генриха VIII") душа окончательно размякла, и воцарилось состояние блаженной неги. Исполняя следующую вещь, "Екатерину Арагонскую", Уэйкман включил церковный орган и заиграл виртуозную цитату из Баха, то грозя трубным гласом, то уводя в поднебесные выси. Это вам не сэмплами, понимаешь, мозги пионерам порошить!
К этому моменту группа разогналась наполную, и пошла в народ. Адам взял в руки клавиши-"расческу" с узорчатым корпусом "под дерево", а Рик скинул золотой плащ и взял красную "расческу". На пару с Адамом они немножко поиграли, устроив маленькую дуэль клавишников, потом Рик положил свою красную, и отобрал у Адама его "деревянную". С ней, не переставая играть, вышел в партер, нашел там какую-то барышню (далеко было, не видать), отдал в ее распоряжение клавиши и заставил играть! Публика, само собой, повскакала с мест, лицезрея невиданное зрелище в полном шоке. Да, господа, такого видеть еще не приходилось. А в это время вокалист Уилсон обежал весь огромный зал ГКД, добравшись до амфитеатра, и вернулся с противоположной стороны. В партере играли и басист, и гитарист, и Адам. Один только Тони Фернандес не покинул своей ударной установки.
Вдоволь наобщавшись с народом, музыканты наконец-таки вернулись на сцену. Там свирепо клубился густой дым, освещаемый прожекторами. Народ слушал стоя, так больше и не присев на свои места. Правда , находились корнеплоды, умудрявшиеся заснуть! Одного такого старикана все время расталкивала его юная подружка, говоря:"Куда ты меня приволок?! Ты говорил, здесь круто, а тут не пойми чево играют!"...
На радость тем, кто побывал до того на концерте "Yes", Уэйкман сыграл версию cвоего любимого номера времен начала семидесятых, "Starship Trooper" с "Fragile"1971 года - изысканное наслаждение для любителя артрока. Нечасто выдается возможность почти одновременно услышать живую версию одной из знаменитейших вещей рока и в исполнении самой группы, и в исполнении ее бывшего музыканта. Здесь как-то особенно выявилось, что группа "Yes" это одно, а Рик Уэйкман - совсем другое. И вещь одна и та же, и играли они ее вместе много раз, а все-таки Уэйкман настолько самоценен, как музыкант, что кажется, будто совсем другую вещь слушаешь. Иной звук, иная подача, иная манера, иное чувство.
На бис группа Уэйкмана сыграла две вещи - нашумевшую "Buried alive"c"Возвращения..."(именно в ней Оззи на записи поет:"The devil no longer all the best tunes") и собственную интерпретацию "Eleanor Rigby" Пола Маккартни с "Белого альбома" "The Beatles", поразив в самое сердце меломанов тем, что иcполняла известную песню тридцать вторыми нотами.
На следующий день Уэйкман уже должен был выступать в Санкт-Петербурге.

Сет-лист:

Journey To The Center Of The Earth
Never Is A Long Long Time
King Arthur Suite
The Visit
Catherine Howard
Catherine Of Aragon
1984 Suite
Jane Seymour
Merlin The Magician
Catherine Parr
Starship Trooper
Buried Alive
Eleanor Rigby

<-- Назад

Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Музыка в стиле Ритм & Блюз


Используются технологии uCoz