Rambler's Top100
Музыка РОК
Начало Новости Тема 
дня Рок в 
лицах Афиша Ссылки Фото

Jim Marshall
The Lord of Loud
Farewell



Рождение рока было бы совершенно невозможно, если бы не существовала такая важнейшая предпосылка, как технический базис. Электрогитара, усилитель звука, громкоговорители, микрофоны - без всего этого не было бы такого явления на свете, как рок-музыка. Потому что блюз, ставший музыкальной основой рока, родился на плантациях Северной Америки, и жил в самодельных гитарах из сигарных ящиков. Ему не нужны были ни микрофоны, ни мощный звук, и т.д. Так бы он и существовал где-то в захолустье Юга США. Однако технический прогресс предложил миру радиолампы, транзисторы, и нашлись люди, сумевшие из этих полуфабрикатов придумать нечто такое, отчего пионеры рока пришли в неистовый восторг. А кто были эти люди? Во-первых, Лео Фендер (Leo Fender), изобретший электрогитару-"доску" Стратокастер, Сет Лавер (Seth Lover), изобретатель гитарного звукоснимателя "хамбекер" (humbucker), Лес Пол (Les Paul), разработавший гитару Gibson Les Paul, B этом ряду отцов-основателей достойное место занимает создатель гитарных усилителей Джим Маршалл.

Джим Маршалл (James Charles «Jim» Marshall) родился в Западном Лондоне 29 июля 1923 года. Мать Джима звали Беатрис, она была актриса мюзик-холлов и варьете, а отца – Джимом, в молодости он профессионально занимался боксом. К несчастью, ребенок страдал костным туберкулезом, и это означало, что он был вынужден все детские годы носить гипсовые повязки на всем теле, от подмышек до лодыжек. Много лет он провел в госпитале.

Джим проучился всего три месяца, после чего бросил школу в возрасте 13 с половиной лет, и пошел на работу. Его отец в ту пору содержал закусочную на Вестерн-роуд в Саутхолле, но работа в ней была Джиму не по душе, поэтому он просто болтался по округе, и брался за любое дело. Он работал на свалке металлолома, на стройке, пекарем, варщиком на кондитерской фабрике, продавцом в обувном магазине, резчиком на консервном заводе, где однажды по неосторожности отрезал себе полпальца.

В то же время, несмотря на практически полное отсутствие школьного образования, Джим чувствовал сильную тягу к знаниям, и читал техническую литературу. Кстати, он был далеко не первым изобретателем-самоучкой - до него в Англии тоже рождались гениальные самоучки. Майкл Фарадей, например, или Джеймс Уатт. Так, или иначе, он сумел путем самообразования обрести твердые знания в электротехнике, и квалификацию электроинженера. В годы войны требовались не дипломы, а специалисты своего дела. Из-за слабого здоровья Джима не взяли в армию, и во время Второй мировой войны он работал на заводе "Cramic Engineering". Затем он нашел неплохое применение своему мастерству, работая слесарем-инструментальщиком на авиазаводе "Heston Aircraft" в Миддлсексе с 1946 по 1949 годы. В возрасте четырнадцати лет Джим научился отбивать чечетку, и музыка начала выходить для него на передний план. Гены матери-актрисы сыграли свою роль.

Поначалу Джим только пел в небольшом ансамбле, а потом стал подменять барабанщика. Того в 1942 году забрали в армию - шла великая война, и она, как Молох, поглощала все новых и новых молодых здоровых мужчин, способных носить оружие. К барабанам юный Джим имел сильную склонность, его кумиром был джазовый барабанщик Джин Крупа (Gene Krupa). Маршалл всячески подражал своему идолу, два года брал уроки у Макса Абрамса, стремясь довести владение барабанами до настоящего мастерства. Кое-что ему действительно удалось, но уроки дали молодому музыканту-любителю нечто большее. Он почувствовал, что сам может учить игре на барабанах, и стал давать уроки. У него учились очень многие будущие знаменитые рок-барабанщики - Mitch Mitchell (The Jimi Hendrix Experience), Micky Waller (Little Richard) и Mick Underwood (группа гитариста Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). Джим позднее рассказывал, что учил не менее 65 учеников в неделю, зарабатывая в год около 5000 фунтов стерлингов, что сегодня эквивалентно 170 000 долларов. Эти немалые доходы стали стартовым капиталом для будущего бизнеса Маршалла.



Еще будучи певцом и барабанщиком, Джим Маршалл столкнулся с тем, что барабаны перекрывают его голос, и он теряется на их фоне. Высококлассный инженер-электрик, он быстро нашел выход из ситуации - сконструировал и самостоятельно изготовил портативный усилитель для голоса. Многие музыканты, столкнувшиеся с подобной проблемой, обратили внимание на самоделку Маршалла, стали обращаться с просьбой сделать им такой же. И тут наступил звездный час будущего "Повелителя звука". В своем гараже он стал мастерить свои первые усилители. Открыл небольшую мастерскую, а потом еще и магазинчик, торговавший музыкальными инструментами, и всяческими аксессуарами. Магазин располагался в районе Западного Лондона, который называется Hanwell.



Дела у магазина шли ни шатко, ни валко. Oсобого успеха не было. Однажды Маршалл закупил в Америке партию усилителей фирмы Фендер, предназначавшихся для бас-гитары. Это была модель Fender Bassman 5F6A. Сейчас трудно сказать, почему Джим и его товарищ Кен Брэн решили разобрать один из усилителей этой серии. То ли он вышел из строя, и они захотели его починить сами, чтобы не маяться с гарантийным ремонтом, то ли им стало любопытно посмотреть конструкцию изнутри. Так или иначе, они его разобрали по винтику, и срисовали схему. Решили на базе этой схемы собрать свою, но с определенными изменениями. Пoчему они решили изменить схему? Дело в том, что в магазин Маршалла регулярно захаживали музыканты, покупая инструменты и оборудование. Среди коих были, кстати, гитаристы Ричи Блэкмор и Пит Таунсенд. Они высказывали свои претензии, пожелания относительно звука существовавших в ту пору усилителей. Они хотели чего-то более могучего и громкого от усилителей. Последние, кстати, тогда были ненадежными, и постоянно ломались. Так что приятели Джим и Кен неспроста взялись за переделки.



Свой усилитель они собрали. Он заработал, но не совсем так, как они ожидали. Звук, выходивший из его громкоговорителей, оказался тяжелым, густым, тягучим, и мрачным. Конструкторы было расстроились. Но музыкантам такой необычный саунд неожиданно пришелся по душе. Они охотно стали покупать новую модель. Маршалл и Брен создали то, чего не хватало для рождения тяжелого рока - усилитель гитарного героя. Это случилось в 1962 году. Мощность нового усилителя составляла 50 ватт.

Сегодня мощность в 50 ватт, когда в ходу сотни киловатт, кажется ничтожной. Но по тем временам это было нечто. Электрогитара вдруг засверкала необыкновенными красками, заиграла невероятно ярко, вышла на передний план, выделившись на фоне остальных инструментов. От ее струн буквально дым пошел! То, что надо - решили будущие корифеи рок-гитары. Рок-революция началась.



Джим Маршалл не остановился на достигнутом. Он стал развивать успех. В том же 1962 году в Marshall Amplification был создан первый в истории индустрии музыкальных инструментов гитарный кабинет 4х12". Внешний вид новых усилителй внушал уважение - черные, солидные, с блестящими золотистыми панелями, с гордой надписью Marshall, они производили неизгладимое впечатление. Всем своим видом воплощая мощь рока, величие, обещая успех. Да на таких монстрах просто невозможно было играть скучно и негениально! Вскоре на оборудовании Джима Маршалла вовсю зазвенели своими гитарами Jimi Hendrix, Eric Clapton и Jimmy Page.



Оборудование Маршалла даже попало в кино - в фильме This Is Spinal Tap гитарист Найджел Туфнел (Nigel Tufnel) показывает на регулятор громкости своего усилителя, который "еще на один больше", то есть отградуирован на 11 позиций вместо обычных десяти, и потому будто бы играет громче других.



В ответ Маршалл запустил серию новых усилителей, у которых регуляторы были отградуированы уже не на 10 позиций, как прежде, а на 20! Чего не сделаешь для любимых рок-музыкантов?



Не был Джим Маршалл зажимистым капиталистом. Он не копил деньгу как скупой рыцарь, не собирал "алмазы пламенны в лабазы каменны". И не транжирил в казино, не прожигал накопленное в разгулах. Маршалл много тратил на благотворительность. Миллионы честно заработанных фунтов Джим бескорыстно отдавал в лондонский Royal National Orthopaedic Hospital, в котором его в детстве лечили от туберкулеза. Его помощь получали также Marshall Milton Keynes Athletic Club и Willen Hospice. И это далеко не все, что делал для благотворительности Джим Маршалл.

Достижения и усилия инженера-бизнесмена не остались без награды. Британское государство не раз отмечало Джима Маршалла. В 1984 году Маршалл получил "Queen's Award for Export" в знак признания выдающихся успехов Marshall Amplification в области экспорта оборудования. В 1985 году Джима Маршалла пригласили оставить свои отпечатки рук на аллее славы “Rock and Roll Walk of Fame”. В 2003 году в Букингемском дворце Ее Величество королева Елизавета II торжественно вручила Маршаллу Орден Британской империи "за службу музыкальной индустрии и благотворительность". Таков был итог карьеры больного туберкулезом полуграмотного мальчишки из бедного предместья Лондона.



Джеймс Чарльз Маршалл скончался 5 апреля 2012 года в хосписе Milton Keynes, Бакингемшир. Ему сравнялось 88 лет. В память о нем на The Download Festival 2012 главную сцену назвали "The Jim Marshall Stage". Многие знаменитейшие музыканты, Пол Маккартни (Paul McCartney), Слэш (Slash), Дэйв Мастэйн (Megadeth), Никки Сиккс (Mötley Crüe) отозвались благодарственными и сочувственными словами на кончину человека, которого в роке называли часто "Отцом грома" (Father of Loud). Он дал им всем то оружие, которое сделало победу рока неизбежной.





Игорь П. Михайлин.

16.06.2012

Рок-новости
Kreator-2012
Chris Copping
Exile on Main Street
Андрей Вознесенский
Юбилей Башлачёва
Бронзовый Башлачёв?
50 лет Александру Башлачёву
Итоги 2005 года
Итоги 2003 года
Hard_zone почиет в бозе? 01 апреля 2002г.
Беседы с рок-фэнами 29 ноября 2000г.







Все материалы, опубликованные на сайте, являются эксклюзивными, созданы специально для сайта Музыка ROCK. Для разрешения на копирование обращаться к авторам.
Гостевая книга пишите письма Архив новостей Рок-даты Рецензии
Rambler's Top100 Guestbook


Используются технологии uCoz